Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 76]

Важно отметить, что из всего многообразия теоретических и экспериментальных результатов разработки проблемы способностей особенно значимым для нашего исследования является положение личностнодеятельностного подхода, который заключается в том, что: свойство личности, развивающейся при активном взаимодействии с окружающей средой, определяется качеством деятельности, которые зависят от содержания той деятельности, которая реализует его отношения к действительности.
Важными являются положения психологов Б.Г.
Ананьева,
В.А.
Крутецкого, Б.М.
Теплова и других, которые рассматривают способности во взаимосвязи с проблемой деятельности.

Их исследования показывают, что способности формируются и развиваются в деятельности, поскольку именно в деятельности человек как субъект проявляет свойства психики, связанные со способностями, если он с этой деятельностью успешно справляется, и поскольку именно в деятельности у него происходит развитие этих свойств.
Согласно известному определению Б.М.
Теплова
(149) способности это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей.
На основе методологических исследований в соотношении биологического и социального в развитии
человека (Н.В.
Брушлинский, Л.П.
Буева, Б.М.
Кедров, А.Ф.
Лосев, И.Т.
Фролов и др.) можно считать доказанной
положение о том, что проблема индивидуальных различий в способностях не может быть решена без анализа природных предпосылокданных различий.
Экспериментальное изучение творческих способностей в России началось с их фундаментального исследования Б.М.
Теплова [149] в 1947 году.
Б.М.
Теплов выделил три существенных компонента музыкальных способностей: ладовое чувство, слуховое представление и музыкально-ритмическое чувство.
Вслед за этим появилось исследование изобразительных способностей В.И.
Кириенко, который выделил такие компоненты, как способность точной оценки пропорции, способность точно определить вертикаль и горизонталь и др.
Им доказано, что индивидуальные различия в отношении изо
[стр. 75]

чимым является положение личностно-деятельностного подхода: «Свойство личности, развивающейся при активном взаимодействии с окружающей средой, определяется качеством деятельности и складывается в сложные ансамбли, которые зависят от содержания той деятельности, которая реализует его отношения к действительности, подчиняясь ее субъективным свойствам» (7, с.
128).
Для нашего исследования важными являются положения психологов Б.Г.
Ананьева,
В.И.
Кириенко, В.А.
Крутецкого, Б.М.
Теплова и других, которые рассматривают способности во взаимосвязи с проблемой деятельности.

Исследования вышеупомянутых ученых показывают, что способности формируются и развиваются в деятельности: «Поскольку именно в деятельности человек как субъект проявляет свойства психики, связанные со способностями, если он с этой деятельностью успешно справляется, и поскольку именно в деятельности у него происходит развитие этих свойств» (125, с.71).
Способности, согласно известному определению Б.М.
Теплова
(146), это такие индивидуальнопсихологические особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей.
В общем плане советскими психологами (5, 10, 159) исследована проблема природных предпосылок способностей и задатков.
Врожденными могут быть лишь анатомофизиологические особенности, т.е.
задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития» (71, с.28).
Способности тесно связаны со склонностями, рассматриваемые как «избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ее заниматься» (73, с.70).
В основе такой направленности лежит устойчивая потребность.
Таким образом, склонности это предпосылки развития способностей.
На основе методологических исследований в соотношении биологического и социального в развитии
индивида (Н.В.
Брушлинский, Л.П.
Буева, Б.М.
Кедров, А.Ф.
Лосев, И.Т.
Фролов и др.) можно считать доказанной
мысль о том, что проблема индивидуальных различий в способностях и склонностях не может быть решена без анализа природных предпосылок этих разли75

[стр.,78]

78 ных музыкантов, писателей, архитекторов.
Американские исследователи исходят из того, что «культурный феномен изобретения в искусстве и науке характеризуется одинаковыми фундаментальными психическими процессами» (Ф.
Баррон).
В результате данных исследований были разработаны специальные тесты Баррона-Уэлса литературные, рисуночных суждений, профиль музыкальных склонностей, тест музыкальных способностей Ю.
Симора, художественных способностей Р.
Холста, музыкальных Е.
Торренса и др.
Экспериментальное изучение художественно-творческих способностей в России началось с фундаментального исследования Б.М.
Теплова (146) «Психология музыкальных способностей» в 1947 году.
Б.М.
Теплов выделил три существенных компонента музыкальных способностей: ладовое чувство, слуховое представление и музыкально-ритмическое чувство.
Вслед за этим появилось исследование изобразительных способностей В.И.
Кириенко, который выделил такие компоненты, как способность точной оценки пропорции, способность точно определить вертикаль и горизонталь и др.
Им доказано, что индивидуальные различия в отношении изобразительной
деятельности необходимо искать в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений.
Монография В.
Н.
Мясищева (93) и A.B.
Ковалева посвящена проблемам литературных, изобразительных и музыкальных способностей.
A.B.
Ковалев выделяет опорное свойство литературных способностей огромную впечатлительность, живость и остроту восприимчивости и силу эмоциональной отзывчивости.
В результате развития этих способностей формируется наблюдательность как свойство личности, профессионально значимое в этой деятельности.
Он подчеркивает чуткость, обостренную восприимчивость и эстетическое отношение к языку, как необходимой способности к литературному творчеству.
Вопросам становления литературных способностей посвящены также работы В.И.
Ягункова и З.Н.
Новлянской.
В этих работах раскрывается и уточняется механизм возникновения оценочности восприятия, его связь с эстетическими и моральными ценностями.
Развитие дирижерских способностей исследовано В.Г.
Раж

[Back]