Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 78]

Итак, способности реализуются в конкретных видах творческой деятельности, проявляются в таких ее характеристиках, как быстрота, глубина, гибкость, образность, прочность освоения ее средств и способов.
Исследователи подчеркивают, что условиями и предпосылками развития
творческих способностей является социально-индивидуальная среда, которая благоприятствуетразвитиюданных способностей.
При анализе способностей не менее важное значение приобретает изучение отдельных свойств личности,
обусловливающих многосторонность индивидуальности и способностей.
Можно с уверенностью утверждать, что творческие способности студентов это синтез индивидуальных свойств и способностей личности, характеризующий их соответствие конкретному видутворческой деятельности.
4) Рассмотрим последнее из сформулированных нами педагогических условий.
Формирование опыта
творческой деятельности средствами решения учебно-творческих задач, реализация технологических и творческих умений в продуктах творческой деятельности.
Следуя логике нашего исследования, вполне естественно, что структура умений должна отвечать структуре потребностей и способностей, ведь «умения и нужны для того, чтобы реализовать способности, переводя деятельность их потенциального состояния в актуальное.
Соответственно человек должен уметь изменять мир .своей практической деятельностью, и общаться с другими людьми в этом процессе»
[65, с.
114].
Для этого ему нужен опыт деятельности.
Таким образом, опыт предполагает приобретение и реализацию умений деятельности, реализуя систему знаний на практике в различных условиях.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе формирования умений задействована как внешняя (предметная), так и внутренняя (мыслительная) деятельность, при этом O.A.
Абдуллина [1] отмечает, что внутренняя мыслительная деятельность, в процессе которой осуществляются цели, предполагаемые действия, ожидаемый результат, должна предварять деятельность внешнюю.

Наиболее важным и универсальным для профессиональной подготовки учителя являются профессионально-педагогические умения, общепедагоги
[стр. 80]

80 Важное значение в изучении художественно-творческих способностей обретают современные представления о функциональной асимметрии праволевополушарных отношений как общих задатков к художественно-творческой деятельности.
С этой особенностью связана яркость художественного восприятия и видения, образность, метафоричность суждения, чувство ритмической организации материалов творчества и др.
Эти проявления, по мнению исследователей (6, 10, 70, 106), тесно переплетаются с чертами личности непосредственностью, доверчивостью, свободой и естественностью поведения.
Таким образом, результаты исследований проблемы способностей, в том числе и художественно-творческих, позволяют рассматривать деятельность, как один из главных факторов их развития.
По этому поводу исследователи пишут: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Способность, которая не развивается, особенно в деятельности и которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется: «Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество, могут поддерживаться и развиваться дальше соответствующие способности личности» (54, с.311).
Итак, способности реализуются в конкретных видах
художественнотворческой деятельности, проявляются в таких ее характеристиках, как быстрота, глубина, гибкость, образность, прочность освоения ее средств и способов.
Исследователи подчеркивают, что условиями и предпосылками развития
художественно-творческих способностей является социально-индивидуальная среда, которая благоприятствует развитию данных способностей.
При анализе способностей не менее важное значение приобретает изучение отдельных свойств личности,
так как их взаимообусловленность характеризует многосторонность индивидуальности и способности проявления личности.
Таким образом, художественно-творческие способности студентов это синтез индивидуальных свойств и способностей личности, характеризующий их соответствие требова

[стр.,81]

81 ниям конкретного вида художественно-творческой деятельности.
Рассмотрим последнее из сформулированных нами педагогических условий.
Формирование опыта
художественно-творческой деятельности, воплощения умений в продуктах художественно-творческой деятельности.
Следуя логике нашего исследования, вполне естественно, что структура умений должна отвечать структуре потребностей и способностей, ведь «умения и нужны для того, чтобы реализовать способности, переводя деятельность их потенциального состояния в актуальное.
Соответственно человек должен уметь изменять мир своей практической деятельностью, и общаться с другими людьми в этом процессе»
(54, с.
114).
Для этого ему нужен опыт деятельности.
Таким образом, опыт предполагает приобретение и реализацию умений деятельности, реализуя систему знаний на практике в различных условиях.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе формирования умений задействована как внешняя (предметная), так и внутренняя (мыслительная) деятельность, при этом O.A.
Абдуллина (1) отмечает, что внутренняя мыслительная деятельность, в процессе которой осуществляются цели, предполагаемые действия, ожидаемый результат, должна предварять деятельность внешнюю.

Профессиональнопедагогические умения, их специфика рассматривается в работах Н.В.
Кузьминой, В.А.
Сластенина, Л.Ф.
Спирина, М.М.
Фрумкина, А.И.
Щербатова, Н.М.
Яковлевой и др.
Изучение в педагогической литературе содержания профессионально-педагогических умений позволило выделить несколько подходов к их определению: • личностное образование, обеспечивающее успешность осуществления конкретной деятельности (Л.Ф.
Спирин и др.); • качество личности, функционирующее как система теоретических и операционных знаний и навыков (К.К.
Платонов, В.А.
Сластенин); • компонент педагогической деятельности, включающий теоретические знания, творческое мышление и педагогический опыт (Н.В.
Кузьмина);

[Back]