Проверяемый текст
Храмышкина, Раиса Николаевна; Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов (Диссертация 2001)
[стр. 81]

этапы: 1) вначале опыт для студента является процессом, который он наблюдает как проходящий вне его личности и постепенно постигается им, с помощью запечатления; 2) в результате постепенного осознания и овладения последовательностью действий (технологических операций), умение, как способность выполнять формируемуюдеятельность, становится для студента способом его деятельности; 3) в итоге формируется готовность студента самостоятельно выполнять конкретную творческую деятельность по созданию декоративного изделия.
Процесс формирования опыта творческой деятельности по художественной обработке текстильных материалов во многом определяется тем, насколько студенты владеют необходимыми для осуществления этой деятельности умениями.
О каких умениях идет речь? Это так называемые специальные умения, которые обеспечивают рациональное и эффективное
формирование и осуществление творческой деятельности, т.е.
это умения творческие.
Проблема формирования творческих умений рассматривается в работах В.И.
Андреева, O.A.
Абдуллиной,
М.И.
Фрумкина и др.
Попытку определить понятие «творческие исследовательские умения» дает В.И.
Андреев
[11].
Он исходит их того, что любой метод исследования может быть объективно представлен системой наиболее часто используемых приемов.
Поэтому, творческое исследовательское умение это умение применять соответствующие приемы научного метода к условиям решения проблем, выполняя творческое исследование задания»
[11].
Для решения проблемы нашего исследования необходимо дать определение понятия «умения творческой деятельности по художественной обработке материалов».
Под такими умениями мы понимаем владение способами и приемами, позволяющими проникнуть в суть данной деятельности и на этой основе конструктировать и продуктивно решать задачи данной деятельности.
В соответствии с этим в состав комплекса
творческих умений мы включаем: умение образно мыслить («мышление в образах»);
[стр. 83]

альные умения, которыми являются: • умение из всей сущности свойств и сторон данного объекта или явления выделить необходимые стороны, определяющие его природу, а также закономерности функционирования и развития; • умение замкнуть абстрактно-теоретические знания и категории на практические потребности реальной деятельности; • умение принимать нестандартные, оригинальные решения, адекватные особенностям данной конкретной ситуации; • умение конструировать и вводить в объект понятия, отражающие новые стороны процесса деятельности, в том числе и художественно-творческой, на основе или с использованием старого знания; • умение видеть объект или явление во всей совокупности его сторон.
При рассмотрении сущности понятия «опыт» мы разделяем точку зрения В.Г.
Бобровой, З.М.
Большаковой, А.Н.
Леонтьева и других пониманием его как единства трех граней: • процесс, наблюдаемый извне; • способ деятельности; • готовность личности.
Процесс формирования опыта художественно-творческой деятельности можно разделить на следующие этапы: I) вначале опыт для человека является процессом, который он наблюдает как проходящий вне его личности и постепенно постигается им, с помощью запечатления; 2) в результате постепенного осознания и овладения последовательностью действий, умение, как способность выполнять определенную деятельность, становится для человека способом его деятельности; 3) в итоге формируется готовность субъекта самостоятельно выполнять конкретную художественно-творческую деятельность.
Процесс формирования опыта художественно-творческой деятельности студентов во многом определяется тем, насколько они владеют необходимыми

[стр.,84]

для осуществления этой деятельности умениями.
О каких умениях идет речь? Это так называемые специальные умения, которые обеспечивают рациональное и эффективное
осуществление и развитие художественно-творческой деятельности, т.е.
это умения творческие.
Чем творческие умения отличаются от педагоических умений? Проблема формирования творческих умений рассматривается в работах В.И.
Андреева, O.A.
Абдуллиной,
Г.Г.
Горелова, М.И.
Фрумкина, А.И.
Щербатова, В.П.
Ушачева, Н.М.
Яковлевой и др.
Попытку определить понятие «творческие исследовательские умения» дает В.И.
Андреев.

Он исходит их того, что любой метод исследования может быть объективно представлен системой наиболее часто используемых приемов.
Поэтому, творческое исследовательское умение это умение применять соответствующие приемы научного метода к условиям решения проблем, выполняя творческое исследование задания»
(8).
Таким образом, творческие умения исследователи определяют как: 1) владение сложной, динамической совокупностью психических и практических действий, направленных на творческие решения профессиональных функций; 2) меру успешности эвристического, вариативно-деятельностного начала; 3) меру эффективности продуктивного решения широкого класса творческих задач; 4) реализацию гармонизации между сознанием и подсознанием в мышлении человека, отмечая, таким образом, практические действия формирование умений и наполнение их культуросообразующим смыслом (31).
Для реализации целей нашего исследования нам необходимо дать рабочее определение понятия «умения художественно-творческой деятельности».
Под такими умениями мы понимаем владение способами и приемами, позволяющими проникнуть в суть данной деятельности и на этой основе конструктировать и продуктивно решать задачи данной деятельности.
В соответствии с этим в состав комплекса
художественно-творческих умений мы включаем: • умение образно мыслить («мышление в образах»); • умение эстетически воспринимать окружающую действительность; 84

[Back]