27 «содержание текста», т.е. может ли содержание рассматриваться как факт языкового порядка и характеризоваться теми же чертами, что и другие виды языковых значений. Думается, что специфика структурирования семантического начала должна определяться с учётом того, что естественной сферой функционирования текста является система коммуникации, которая помогает разобраться в специфике номинации именно через текст. Анализ коммуникативной системы и ее подсистем показывает, что особое значение для определения специфического характера денотата и сигнификата для такой семантической единицы, как содержание текста, имеет коммуникативная деятельность отправителя сообщения. Деятельность отправителя сообщения характеризуется процессом опредмечивания психического освоения деятельности в виде предметно-знаковой формы текста. В связи с этим уточним, что понимается под психическим освоением действительности и опредмечиванием психического освоения действительности. Принято было считать, что реальная действительность отражается в интеллекте человека в виде представлений и понятий, составляющих систему знаний человека, его прошлый опыт. Понимая, толкуя понятие «система знаний» несколько шире, мы под системой знаний понимаем ту картину мира, которую человек строит внутри себя, в своём интеллекте, с целью адекватной ориентации в окружающей среде и регуляции своего поведения. Построение же «картины мира» является результатом отражения реальной действительности. Применительно к человеку само отражение целесообразно рассматривать как продуктивный творческий процесс, т.к. в таком случае оно может претендовать на статус именно подлинной деятельности. При таком подходе «текст в качестве единицы общения представляет собой особым образом организованную содержательно-смысловую целостность. Он может быть определён как система коммуникативно-познавательных элементов, функционально, то есть для данной конкретной цели (целей) общения, объединённых в единую замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структур обшей |
ГЛАВА 2. МОДАЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: ОТ ОБЩЕГО К СОСТАВЛЯЮЩИМ И ОТ СОСТАВЛЯЮЩИХ К ОБЩЕМУ 2.1. Текст в иерархии единиц коммуникативной подсистемы языка Принято считать, что семантику текста составляет структура его содержания, структура как целостное системное образование. Здесь важно решение вопроса о том, что конкретно представляют собой элементы, выступающие в качестве единиц содержания, какие между ними существуют отношения. Решение этой проблемы зависит от того, что вкладывается в понятие "содержание текста", т.е. может ли содержание рассматриваться как факт языкового порядка и характеризоваться теми же чертами, что и другие виды языковых значений. Думается, что специфика структурирования семантического начала должна определяться с учетом того, что естественной сферой функционирования текста является система коммуникации, которая помогает разобраться в специфике номинации именно через текст. Анализ коммуникативной системы и ее подсистем показывает, что особое значение для определения специфического характера денотата и сигнификата для такой семантической единицы, как содержание текста, имеет коммуникативная деятельность отправителя сообщения. Деятельность отправителя сообщения характеризуется процессом опредмечивания психического освоения действительности в виде предметно-знаковой формы текста. В связи с этим уточним, что понимается под психическим освоением действительности и опредмечиванием психического освоения действительности. Принято было считать, что реальная действительность отражается в интеллекте человека в виде представлений и понятий, составляющих систему знаний человека, его прошлый опыт. Толкуя понятие "система знаний" несколько шире, мы под системой знаний понимаем ту картину мира, которую человек строит внутри себя, в своем интеллекте, с целью адекватной ориентации в окружающей среде и регуляции своего поведения. Построение же "картины мира" результат отра48 49 жения реальной действительности. По-видимому, применительно к человеку само отражение целесообразно рассматривать как продуктивный творческий процесс, т.е. в этом случае оно может претендовать на статус именно подлинной деятельности. При таком подходе "текст в качестве единицы общения представляет собой особым образом организованную содержательносмысловую целостность. Он может быть определен как система коммуникативно-познавательных элементов, функционально, т. е. для данной конкретной цели (целей) общения, объединенных в единую замкнутую иерархическую содержательно-смысловую структуру общей концепцией или замыслом (коммуникативным намерением) партнеров по общению" [42.С. 258J. Из этого следует, что психическое освоение действительности это познавательная деятельность, продуктом которой является деятельностный образ или фрагмент концептуальной картины мира. Таким образом, когда мы говорим о коммуникативной деятельности отправителя сообщения, то имеем в виду, условно говоря, две деятельности: во-первых, мыслительную (познавательную) деятельность, во-вторых, собственно речевую деятельность. Продукт познавательной деятельности и является предметом речевой деятельности. Этот продукт может быть по-разному осмыслен и представлен в языке в зависимости от коммуникативной целеустаиовки, а язык по сути "не система правил для порождения структур, а система ресурсов для выражения смыслов в текстовой деятельности, управляемой конвенциальными правилами и стратегиями. Они ресурсы и правила -выступают типовыми блок-схемами текстовой деятельности" [12. С. 56]. Этап реконструкции концептуальной картины мира в языковую принципиально соотносится с процессом речевой деятельности, т.е. по сути это процесс означивания. Он и представляет собой сигнификативный аспект содержания текста, который существует в интеллекте в виде замысла. Для уточнения представления о денотате содержания текста целесообразно строить логическую структуру познавательной деятельности, которую можно рассматривать в отвлечении от конкретных форм самой деятельности. При построении логической структуры акцент должен |