Проверяемый текст
Жантлесова Лидия Прокопьевна. Сопоставительный анализ текстообразующих функций глагольных и субстантивных фразеологических единиц английского языка (Диссертация 1985)
[стр. 46]

46 Н.Н.
Данченко (1977) подробно рассматриваются стилистические особенности функционирования ФЕ в поэтическом тексте на материале стихотворений Дж.
Г.
Байрона.
В этом же плане представляет интерес
диссертация Н.П.
Гераскиной (2001) в которой автор рассматривает фразеологическую конфигурацию (ФЕ + её актуализтор) как элемент ораторского искусства, выявляя специфику употребления ФЕ и их функции в парламентских выступлениях.
Такой же интерес представляет и диссертационное сочинение Л.И.
Молдовановой (1994), где автором выведены лингвопрагматические характеристики фразеологизмов в российских газетно-журнальных текстах, отражающих самые разные общественно-политические настроения в нашей стране.
Заметно высоко в ряду означенных должна быть оценена диссертационная работа И.В.
Зиминой (2005), в которой фразеологизмы идеографической сферы «Чувство» вполне обоснованно на материале словарных статей словарей обозначены как явление и языка, и речи.
Однако современная стилистика не оперирует терминами, которые вводит в обиход лингвистика текста.
И это не только терминологический вопрос.
Ведь за терминами стоят новые концепции, новые понятия, новый подход к языковым категориям.
Именно лингвистика текста впервые обращает внимание на такие специфические текстовые категории, как связность, цельность, проспекция, ретроспекция и др.
Возникает необходимость исследования функциональных свойств ФЕ в плане всех текстовых категорий, роли ФЕ в структурировании текста, текстообразующих возможностей ФЕ.
Впервые вопрос о текстообразующих потенциях ФЕ был поднят И.И.

Чернышёвой.
Под текстообразующими потенциями ФЕ мы, вслед за И.И.

Чернышёвой, понимаем «реализацию лингвистических свойств данных языковых знаков, позволяющих им, наравне с грамматическими и лексическими средствами языка, создавать те средства в структуре текста, которые являются элементами структуры и в отдельных случаях также и связующими средствами фрагментов текста»
[стр. 4]

4 выражения, могут быть сопоставлены друг с другом как члены единой функциональной системы языка" /8, 203-204/.
А ФЕ в этой системе играют существенную роль.
Во фразеостилистике поднимаются некоторые вопросы, связанные с влиянием ФЕ на специфику результирующего текста.
Так, В.И.Петрова /127/, занимаясь изучением реализации субстантивных ФЕ, выявила моделированность построений в составе которых имеются ФЕ.
А.Л.Баласанова /24/ рассматривает функционирование сочинительных ФЕ в рамках фразеологической конфигурации.
В диссертационном исследовании Н.Н.Данченко /65/ подробно рассматриваются стилистические особенности функционирования ФЕ в поэтическом тексте, на материале стихотворений Дж.Г.Байрона.
В этом же плане представляет интерес
и диссертация Н.П.Гераскиной /57/, в которой автор рассматривает фразеологическую конфигурацию (ФЕ + её актуализатор) как элемент ораторского искусства, выявляя специфику употребления ФЕ и их функции в парламентских выступлениях.
Однако традиционная стилистика не оперирует терминами, которые вводит в обиход лингвистика текста.
И это не только терминологический вопрос.
Ведь за терминами стоят новые концепции, новые понятия, новый подход к языковым категориям.
Именно лингвистика текста впервые обращает внимание на такие специфически текстовые категории как связность, цельность, проспекция, ретроспекция и др.
Возникает необходимость исследования функциональных свойств ФЕ в плане всех текстовых категорий, роли ФЕ в структурировании текста, текстообразующих возможностей ФЕ.
Впервые вопрос о текстообразующих потенциях ФЕ был поднят И.И.Чернышевой.

Под текстообразующими потенциями ФЕ мы, вслед за И.И.

Чернышевой, понимаем "реализацию лингвистических свойств данных языковых знаков, позволяющим им, наравне с грамматически

[стр.,5]

5 ми и лексическими средствами языка создавать те средства в структуре текста, которые являются элементами структуры и в отдельных случаях также и связующими средствами фрагментов текста" (102, 161).
Иными словами, под текстообразующими потенциями ФЕ понимается возможность ФЕ участвовать в создании цельности, связности текста, его проспекции и информативности.
В изучении текстообразующих возможностей ФЕ уже накоплен некоторый опыт /107; 31; 116; 169; 171/.
Так, например, Н.Л.
Зайченко, изучая актуальные глагольные устойчивые словесные комплексы немецкого языка в прогрессивной прессе, выделил три ступени развертывания текстообразующих потенций ФЕ /74, 144/: 1.
Сам факт наличия ФЕ в тексте может быть рассмотрен как элементарный и наиболее распространенный тип реализации текстообразующих потенций ФЕ; 2.
Следующей ступенью развертывания текстообразующих потенций является большее количество и большая усложненность типов реализаций ФЕ (виды окказиональных конфигураций); 3.
Наиболее сложная ступень развертывания текстообразующих потенций определяется качественными факторами.
ФЕ может выступать в качестве текстообразующего "стержня".
В этом случае отсутствие ФЕ может привести к исчезновению текста или его части.
Следует отметить, что текстообразующие потенции ФЕ проявляются прежде всего в их текстообразующих функциях, в семантической соотнесенности с другими элементами текста.
Авторы отдельных работ по фразеологии, изучая актуализацию ФЕ различных языков, стилей и жанров выделяют некоторые текстообразующие функции ФЕ, такие, например, как: характерологическая, оценочная, информативная, функция создания семанти

[Back]