76 оценки это оценочный предикат типа «хорошо», «плохо», «хуже» и т.и. Основанием же оценки служат доводы, которые склоняют субъект к совершению той или иной оценки, а также некоторый стандарт, в соответствии с которым производится оценка. Как известно, роль оценочного субъекта проявляется в языке художественной литературы достаточно разнообразными способами. Сложнейшие отношения автора, рассказчика, персонажей очень часто эксплицируются именно в оценочных структурах. Н.М. Шанский даже допускает, что «автор при формировании замысла оценивает знания потенциального интерпретатора по предмету коммуникации и вербализует в основном “разность”, полученную в результате “вычитания” из замысла предполагаемых знаний интерпретатора. Интерпретатор же, в свою очередь, “суммирует” эту “разность” с собственными знаниями» (Шанский 1975, 117). Субъект, таким образом, оценивая предметы или события, выражает отношение к объекту оценки, которое базируется на стереотипных представлениях об объекте, соответствует шкале оценок, по которой расположены присущие объекту признаки. В самом деле, в картине мира участников коммуникации существует и шкала оценок, и соответствующий стереотип. Не вызывает сомнение, что оценочные высказывания вообще не могли бы служить для коммуникаций, если бы не существовало стереотипов. Интересными и разнообразными представляются нам возможности варьирования и взаимодействия оценочных субъектов и стереотипов. Стереотип же, как известно, включает в себя, прежде всего дескриптивные свойства объектов, соотнесённые с оценочной шкалой. Любая оценка, количественная или качественная, частная или общая, связана, как известно, с определенным набором дескриптивных признаков, которые в данном социуме соотносятся с конкретным представлением, например, о хорошем климате. Так, скажем, представления о хорошем климате у жителя Сочи и у жителя Якутска не совпадут, т.е. в картине мира того или иного социума существует постоянное усредненное представление о |
80 логическая структура оценки состоит из субъекта, объекта, основания и характера оценки. Субъект оценки лицо, совершающее оценку; объект оценки некоторый предмет, которому приписывается ценность; характер оценки это оценочный предикат типа "хорошо", "плохо", "прекрасно", "хуже" и т.п. Основанием же оценки служат доводы, которые склоняют субъект к совершению той или иной оценки, а также некоторый стандарт, в соответствии с которым производится оценка. Роль оценочного субъекта проявляется в языке художественной литературы достаточно разнообразными способами. Сложнейшие отношения автора, рассказчика, персонажей очень часто эксплицируются именно в оценочных структурах. В.Я. Шабес даже допускает, что "автор при формировании замысла оценивает знания потенциального интерпретатора по предмету коммуникации и вербализует в основном "разность", полученную в результате "вычитания" из замысла предполагаемых знаний интерпретатора. Интерпретатор же, в свою очередь, "суммирует" эту "разность" с собственными знаниями" [123. С. 141]. Субъект, таким образом, оценивая предметы или события, выражает отношение к объекту оценки, которое базируется на стереотипных представлениях об объекте, соответствует шкале оценок, на которой расположены присущие объекту признаки. В самом деле, в картине мира участников коммуникации существует и шкала оценок, и соответствующий стереотип. Па наш взгляд, оценочные высказывания вообще не могли бы служить для коммуникаций, если бы не существовало стереотипов. Интересными и разнообразными представляются нам возможности варьирования и взаимодействия оценочных субъектов и стереотипов. Стереотип, как известно, включает в себя прежде всего дескриптивные свойства объектов, соотнесенные с оценочной шкалой. Любая оценка, количественная или качественная, частная или общая, связана с определенным набором дескриптивных признаков, которые в данном социуме соотносятся с конкретным представлением, например, о хорошем климате. Так, скажем, представления о хорошем климате у жителя Сочи |