женщины, с черным или белым цветом кожи, состоящие из плоти или I силикона. Однако, изменения, связанные с новыми технологиями, способны представлять угрозу целостности человеческого бытия и умаления достоинства. Технические усовершенствования имеют и оборотную сторону, отмечает О.В. Летов.142 143 Сегодня провозглашена новая доктрина иммортализма, провозглашающая основной ценностью человеческую жизнь. Иммортализм ставит своей целью продление жизни людей и достижение, в конечном счете, неограниченного долголетия. Данный концепт входит в структуру достижения практического бессмертия, предложенным известнымспециалистом по имморталогии Вишевым И.В. геронтологический (продление старости); ювенологический (когда открываются неведомые ранее перспективы продления индивидуального существования на пике его характеристик); иммортологический (когда личность становится практически бессмертной).144 «Научно ориентированный» иммортализм сегодня это философское направление, которое включает в себя: 1) естественнонаучное обоснование возможности радикального продления жизни человека вплоть до достижения им физического бессмертия; 2) поиск оптимальных социальноэкономических моделей устройства общества, состоящего из бессмертных индивидуумов; 3) мировоззрение людей, которые хотят быть физически бессмертными, считают, что это достижимо научными средствами и что бессмертие является благом для человечества.145 142Уоипз $. Оез^пег Еуо1ибоп: А ТгапзНиташз! ташГезсо. АтНегзг, Мазз.: РготсФеиз Воокз, 2006. 143 Летов О.В Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики. //Вопросы философии.2008. №7. С.106.-114. 144 Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990. 145 Соловьев М. В. Формирование научного иммортализма // Конф. "Наука, философия и культура в России и на Западе: ХУ11-ХХ век" (2-3 июня 1997 г., С.-Петербург, в рамках Перпого российского философского конгресса): Тез. докл. и сообщ. — СПб., 1997. 100 |
полагая, что информация может быть связана с любым материальным носителем. Трансгуманисты заявляют, что они не отвергают человеческое достоинство. Они стремятся к обществу, где морального признания заслуживало бы максимальное число граждан, будь то мужчины или женщины, с черным или белым цветом кожи, состоящие из плоти или силикона[183,С. 210]. Однако, изменения, связанные с новыми технологиями, способны представлять угрозу целостности человеческого бытия и умаления достоинства. Технические усовершенствования имеют и оборотную сторону, отмечает О.В. Летов 77,С. 23]. Здесь вспоминается И. Кант, который писал о полноте человеческой личности, о человеке как единстве души и тела. Согласно Канту, субъект не вправе продавать часть своего тела, даже если ему предложат значительную сумму денег. За человеком конституционно закреплено право на защиту чести и достоинства. В «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений в биологии и медицине» подчеркнуто, что интересы и благо отдельного человека превалируют над интересами общества или науки. Отдельный человек, его достоинство предстают как непреходящие ценности. В ситуации ценностного плюрализма каждому человеку предоставлено право сделать свой выбор. Однако ценность человеческого достоинства никогда не девальвируется, ибо она имеет непосредственное отношение к самой сущности человека. Таким образом, философская рефлексия и междисциплинарный дискурс эксплицирует полисемантию концепта «достоинство», ситуативно заданную и выверяемую практической мудростью. Выявляется многообразие коннотаций данного понятия в биоэтической ситуации и при выявлении побочных эффектов влияния современных технологий. В пространстве новых технологий достоинство приобретает расширенную социально-этическую и гуманистическую релевантность. 179 |