Тема' «заботы» является фундаментальной в философском дискурсе Сократа, Платона, стоиков, М. Хайдеггера и др. В феноменологии М.Хайдеггера сущность и начало человеческого существования "в-миребытия" это забота. «Забота» — экзистенциал, фиксирующий основное состояние «бытия-сознания», распростертого во времени, немыслимого вне его неумолимого потока. Хайдеггер пишет: «Поскольку бытие — в — мире есть в своей сути забота, постольку в предыдущих анализах бытие при подручном могло быть охвачено как ОЗАБОЧЕНИЕ, а с внутримирно встречающим событием других как ЗАБОТЛИВОСТЬ. Бытие при... есть озабочение потому, что оно как способ бытия в определяется через его основоструктуру, заботу. Забота охватывает единство этих бытийных определений. Забота поэтому не имеет первично и исключительно в виду и изолированного отношения Я к самому себе».149 Забота соединяет все способьь существования. Подлинный смысл заботы, по М. Хайдеггеру, эго проникиутость в первую очередь будущим временем (как структуре экзистенциальности). Три модуса времени (прошлое, настоящее и будущее) образуют три структурных элемента существования как "заботы". Подлинно человек существует лишь в том случае, еслиг господствующим является модус будущего, если человек активно выбирает самого себя, выходит за собственные пределы перевес настоящего приводит к растворен ности в, мире повседневности, безличности.150 М. Хайдеггер указывает, тем самым, что подлинный смысл заботы это проникнутость временем, причем будущему (как структуре экзистенциальности) отдается приоритет. При обхождении с миром сподручных вещей забота выступает как обихаживание, уход, поддержание в порядке. При обхождении с другими людьми забота оборачивается попечением, опекой. 149 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. См. об этом также. Губман БЛ. Западная философия культуры 20 века: Тверь, 1997. 150Там же С. 185 104 |
счастьем, которое Аристотель называет главной и самодостаточной целью жизни. Учение о добродетелях и достоинстве Аристотеля ориннтировано на модель и практику воспитания «пайдейя», которая сложилась в античности. «Пайдейя» включает в себя три части: воспитанность, образованность и культуру, которые необходимы для формирования достойного гражданина государства. В этой модели заключены правила, нормы, ценности и культурные установки, способствующие формированию определенного набора человеческих качеств, совокупности добродетелей, значимых в жизни древнегреческого полиса, города-государства. Сама сущность человека оказывается соотнесенной с критериями образованности, воспитанности и культуры. Поэтому «пайдейя» наделяется особым смыслом и особым значением. Добродетели воспитываются, они связаны с образованием и зависят от знания истинных ценностей. Достоинство это способ самокультивирования, то есть заботы о себе и уважения себя. Начиная с Платона дифференцируется практика конституирования себя, самоопределения в модусе «заботы о себе». Идея заботы о себе, начиная с античности, содержательно претерпевает изменения, как и претерпевает изменения, эволюционирует личность. А.С. Ахиезер считает, что распознание заботы восходит к началам философствования, к тезису Протагора «человек есть мера всех вещей». Б начале философствования «лежит возникающая осмысленная озабоченность человека самим собой, своим местом в мироздании. Эта потребность возникла в результате отхода от синкретизма, осознания человеком своего отличия от мироздания и одновременно их тождества. С тех пор профессиональная философия постоянно пыталась сформулировать и решать проблему самоосознания, самоопределения человека, выявлять его отношение к миру, к самому себе» [9, С.З.]. Тема «заботы» является фундаментальной в философском дискурсе Сократа, Платона, стоиков, М. Хайдеггера и др. В феноменологии М.Хайдеггера сущность и начало человеческого существования "в-мире111 бытия" это забота. «Забота» — экзистенциал, фиксирующий основное состояние «бытия-сознания», распростертого во времени, немыслимого вне его неумолимого потока. Хайдеггер пишет: «Поскольку бытие в-мире есть в своей сути забота, постольку в предыдущих анализах бытие при подручном могло быть охвачено как ОЗАБОЧЕНИЕ, а с внутримирно встречающим событием других как ЗАБОТЛИВОСТЬ. Бытие при... есть озабочение потому, что оно как способ бытия в определяется через его основоструктуру, заботу. Забота охватывает единство этих бытийных определений. Забота поэтому не имеет первично и исключительно в виду и изолированного отношения Я к самому себе». [149, С. 192-193]. Забота соединяет все способы существования. Подлинный смысл заботы, по М. Хайдеггеру, это проникнутость в первую очередь будущим временем (как структуре экзистенциальности). Три модуса времени (прошлое, настоящее и будущее) образуют три структурных элемента существования как "заботы". Подлинно человек существует лишь в том случае, если господствующим является модус будущего, если человек активно выбирает самого себя, выходит за собственные пределы перевес настоящего приводит к растворенности в мире повседневности, безличности[ 149,185]. М. Хайдеггер указывает, тем самым, что подлинный смысл заботы это проникнутость временем, причем будущему (как структуре экзистенциальности) отдается приоритет. При обхождении с миром сподручных вещей забота выступает как обихаживание, уход, поддержание в порядке. При обхождении с другими людьми забота оборачивается попечением, опекой. Основные идеи, касающиеся личностной практики «заботы о себе» представлены в работе «Герменевтика субъекта» М. Фуко[138]. Цель заботы о себе в том, чтобы сделаться в мире субъектом разумного поведения. (Как мы показали в первой главе, достоинство предполагает разумный образ 112 |