скромные стремления быть как все, отказаться от ответственности перед собственной судьбой, растворяя ее в массе; это вечный идеал слабого: он беспокоится о том, чтобы делать то же, что и весь мир».152 Основные идеи, касающиеся личностной практики «заботыо себе» представлены в работе «Герменевтика субъекта» М. Фуко.153 Цель заботы о себе в том, чтобы сделаться в мире субъектом разумного поведения. Согласно М.Фуко, забота о себе это» то, что побуждает нас действовать, то, что учреждает нас в качестве истинного субъекта наших действий. Забота позволяет нам правильно поместить себя в мир. Таким образом, забота о себе предстает как личностная диспозиция. Принцип заботы-о себе получил, как писал М.Фуко, достаточно общее значение, он стал образцом действия; манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания. Он конституировал социальные практики исцеления и врачевания и, предоставив основание для межличностных связей, обменов и коммуникаций. В своей истории понятие ер1те1е1а Ьеаи1ои (попечение, забота о себе) расширяется, его смыслы множатся и преломляются. В нем следует различать, как пишет М’. Фуко, некоторую-общую < установку но отношению к себе и к миру, определенный взгляд на вещи, способ поведения, ведения дел, поддержания отношений с другими; ер1ше1е1а НеаШои это некоторое особенное направление внимания, взгляда; Ер1те1е1а также всегда подразумевает некие действия, такие, которые производят над самим собой, с помощью которых берут насебя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся.другими, преображаются. Отсюда целый-набор практик, которые в большинстве случаев суть также и упражнения, и им в истории западной культуры, философии. Морали, духовности суждена очень долгая жизнь. Это, 152Там же. 153Фуко М.Гсрменевтика субъекта. СПб: Наука, 2007.-677с 106 |
бытия" это забота. «Забота» — экзистенциал, фиксирующий основное состояние «бытия-сознания», распростертого во времени, немыслимого вне его неумолимого потока. Хайдеггер пишет: «Поскольку бытие в-мире есть в своей сути забота, постольку в предыдущих анализах бытие при подручном могло быть охвачено как ОЗАБОЧЕНИЕ, а с внутримирно встречающим событием других как ЗАБОТЛИВОСТЬ. Бытие при... есть озабочение потому, что оно как способ бытия в определяется через его основоструктуру, заботу. Забота охватывает единство этих бытийных определений. Забота поэтому не имеет первично и исключительно в виду и изолированного отношения Я к самому себе». [149, С. 192-193]. Забота соединяет все способы существования. Подлинный смысл заботы, по М. Хайдеггеру, это проникнутость в первую очередь будущим временем (как структуре экзистенциальности). Три модуса времени (прошлое, настоящее и будущее) образуют три структурных элемента существования как "заботы". Подлинно человек существует лишь в том случае, если господствующим является модус будущего, если человек активно выбирает самого себя, выходит за собственные пределы перевес настоящего приводит к растворенности в мире повседневности, безличности[ 149,185]. М. Хайдеггер указывает, тем самым, что подлинный смысл заботы это проникнутость временем, причем будущему (как структуре экзистенциальности) отдается приоритет. При обхождении с миром сподручных вещей забота выступает как обихаживание, уход, поддержание в порядке. При обхождении с другими людьми забота оборачивается попечением, опекой. Основные идеи, касающиеся личностной практики «заботы о себе» представлены в работе «Герменевтика субъекта» М. Фуко[138]. Цель заботы о себе в том, чтобы сделаться в мире субъектом разумного поведения. (Как мы показали в первой главе, достоинство предполагает разумный образ 112 жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости, самореализации, авторства). Согласно М.Фуко, забота о себе -это то, что побуждает нас действовать, то, что учреждает нас в качестве истинного субъекта наших действий. Забота позволяет нам правильно поместить себя в мир. Таким образом, забота о себе предстает как личностная диспозиция. Принцип заботы о себе получил, как писал М.Фуко, достаточно общее значение, он стал образцом действия, манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания. Он конституировал социальную практику, предоставив основание для межличностных связей, обменов и коммуникаций. В своей истории понятие ерппеЫа Ьеаи1ои (попечение, забота о себе) расширяется, его смыслы множатся и преломляются. В нем следует различать, как пишет М. Фуко, некоторую общую установку по отношению к себе и к миру, определенный взгляд на вещи, способ поведения, ведения дел, поддержания отношений с другими; ерппеЫа Ьеаиюи это некоторое особенное направление внимания, взгляда; Ерппе1е]а также всегда подразумевает некие действия, такие, которые производят над самим собой, с помощью которых берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются. Отсюда целый набор практик, которые в большинстве случаев суть также и упражнения, и им в истории западной культуры, философии. Морали, духовности суждена очень долгая жизнь. Это, например, техники медитации, техники обращения с прошлым, техники досмотра сознания, По мнению М. Фуко жизнь в модусе «беззаботности» проистекает из личностной диспозиции невежественности, некомпетентности, неосмотрительности, безответственности человека. Если прежде недостаток знания в любой области можно было рассматривать как личный, простительный для «неспециалиста», для «простого человека», поскольку он нс таил в себе угрозы глобальных размеров, то сегодня дефицит 113 называют сига, откуда идут слова «курировать», «куратор», «курьезный» и т.д. В старо-испанском языке слово «заботиться» ешбаг, имело именно то значение, что и в таких выражениях как куратор, прокурор. Но я предпочитаю выразить идею сходную, хотя и не идентичную, словом, которое кажется мне более точным, и говорю: жизнь это беспокойство, и не только в трудные минуты, но всегда, и в сущности, жизнь и есть лишь беспокойство. В каждый момент мы должны решать, что мы будем делать в следующий, что будет занимать нашу жизнь» [92, С. 189]. Беспокойство обозначает неудовольствие, затруднение; беспокоиться о чем-то значит очень серьезно ставить об этом вопрос. «Когда мы полагаем не-беспокойство в нашей жизни, пишет X. Ортега-иГассет в каждый ее момент, мы позволяем ей, подобно бую, плыть по течению, движимой социальными потоками. И это то, что формирует среднего мужчину и среднюю женщину, т.е. огромное большинство человеческих созданий. Для них жить значит вручить себя чему-то единообразному, дать привычке, предрассудку, навыку, средствам, сложившимся внутри, возможность заставлять их жить. Эти слабые души, которые, ощутив тяжесть, одновременно печальную и радостную, собственной жизни, почувствовали себя напуганными и обеспокоились как раз гем, чтобы сбросить с плеч тяжесть, которой являются они сами и переложить ее на коллектив; т.е. они беспокоятся о не-беспокойстве. Под видимым равнодушием не-беспокойсгва всегда кроется тайный страх, что самому придется определять изначально действия, деятельность, эмоции скромные стремления быть как все, отказаться от ответственности перед собственной судьбой, растворяя ее в массе; это вечный идеал слабого: он беспокоится о том, чтобы делать то же, что и весь мир». » [92, С. 190-191]. Паллиативный уход, который сегодня признается законной областью специализации в современном здравоохранении, включает наряду с медицинской помощью, такие типы ухода как семейный (попечение), сестринский, духовное попечение и соизмерим с экзистенциальной моделью 141 |