например, техники медитации, техники обращения с прошлым, техники досмотра сознания, По; мнению М. Фуко жизнь в: модусе :«беззаботности» проистекает из личностной; диспозиции невежественности, некомпетентности, неосмотрительности,, безответственности человека. Если прежде недостаток знания в любой области можно было рассматривать как личный, простительный для «неспециалиста», для «простого человека», поскольку он не таил в себе угрозы глобальных размеров,.;.то • сегодня дефицит компетентности во многих случаях становится«взрывоопасным». Это касается совокупного; бытия человека. «Состояние: беззаботности» это состояние внутреннего саморазрушения и циничной' опустошенности, писал Фуко в «Герменевтике с у б ъ е к т а » . • • • . Праксис и максима «заботы осебе» ярко демонстрируют себя в разрабатываемых сегодня, социально-психологических и экзистенциальных практиках, врачевания.. Эти практики адаптации в; своей сути являются интерсубъективными практиками. Они задают, ориентиры индивидуального поведения. Исследование и обучение таким; практикам-означает создание своего рода обратной проекции этого поведениям , ' Социально-психологическая, практика врачевании ориентирована1 на «заботу о себе» как технологии стимулирования больного к поддержанию • * здоровья, формирования, определенного, типа личности пациента, характеризующегося субъектной. активностью, рефлексивностью автономностью;.. психологической готовностью брать. • на себяответственность за свое здоровье и отказываться1 от дисфункционального образа жизни, приближающего: болезни и смерь. В разрабатываемой Е.А.. Евстифеевой, С.И. Филиппченковой; и другими • авторами социально-психологической моделиврачевания подтверждается качественно усложненная,по словам. ГГ:Д. Тищенко, идея и 107 |
жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости, самореализации, авторства). Согласно М.Фуко, забота о себе -это то, что побуждает нас действовать, то, что учреждает нас в качестве истинного субъекта наших действий. Забота позволяет нам правильно поместить себя в мир. Таким образом, забота о себе предстает как личностная диспозиция. Принцип заботы о себе получил, как писал М.Фуко, достаточно общее значение, он стал образцом действия, манерой поведения, пропитал различные стили жизни, оформился в многочисленные процедуры, практики, предписания. Он конституировал социальную практику, предоставив основание для межличностных связей, обменов и коммуникаций. В своей истории понятие ерппеЫа Ьеаи1ои (попечение, забота о себе) расширяется, его смыслы множатся и преломляются. В нем следует различать, как пишет М. Фуко, некоторую общую установку по отношению к себе и к миру, определенный взгляд на вещи, способ поведения, ведения дел, поддержания отношений с другими; ерппеЫа Ьеаиюи это некоторое особенное направление внимания, взгляда; Ерппе1е]а также всегда подразумевает некие действия, такие, которые производят над самим собой, с помощью которых берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются. Отсюда целый набор практик, которые в большинстве случаев суть также и упражнения, и им в истории западной культуры, философии. Морали, духовности суждена очень долгая жизнь. Это, например, техники медитации, техники обращения с прошлым, техники досмотра сознания, По мнению М. Фуко жизнь в модусе «беззаботности» проистекает из личностной диспозиции невежественности, некомпетентности, неосмотрительности, безответственности человека. Если прежде недостаток знания в любой области можно было рассматривать как личный, простительный для «неспециалиста», для «простого человека», поскольку он нс таил в себе угрозы глобальных размеров, то сегодня дефицит 113 компетентности во многих случаях становится «взрывоопасным». Это касается совокупного бытия человека. «Состояние беззаботности» это состояние внутреннего саморазрушения и циничной опустошенности, писал Фуко в «Герменевтике субъекта». В XXI веке важнейшим идентификатором личности и её достоинства становится такой императив, «знак», личностная диспозиция как ответственность. Современное поведение человека характеризуется через понятие ответственность. По мнению В.М. Розина современный человек должен быть ответственным перед собой, другими, миром и тем, что невыразимо, но может быть названо реальностью. Ответственность предполагает как внимание к Реальности, так и выбор, так и сознательное самоограничение собственной свободы. В аксиологическом смысле ответственность корреспондируется с такими идеалами как сохранение жизни, терпимость, уважение чужого мнения и собственности, культивирование высших ценностей —Любви, Красоты и т.д. [114, С. 112; 139]. Условиями для реализации ответственного поведения личности с точки зрения М. Фуко становится постоянное восстанавливание, конституирование своей автономности, выявление своих границ, определенности индивидуального существования, работы над собой, заботы о себе. Современный человек вынужден себя постоянно воссоздавать в своей константности и автономии, дополняет Фуко В.М. Розин. Под ответственностью понимается способность человека, личности, субъекта селективно, осознанно, реагировать (положительно или отрицательно), воздействовать, контролировать, управлять, генерировать свою активность в заданной ситуации или контексте. В гносеологическом аспекте ответственность есть акт осознания или рефлексии субъектом своего авторства по отношению к обстоятельствам, в которых он оказался, своей способности делать выбор и воздействовать на ту ситуацию, в которую он попал. Аксиологическое измерение ответственности раскрывает ценностное 114 |