Правда, и этот поворот не столь радикален, как кажется. Идеал автономии не в силах заслонить ужаса смерти. Поэтому, когда эвтаназическая идея получает простое техническое исполнение в «машине смерти» доктора Кеворкяна — многие весьма последовательные сторонники эвтаназии отшатываются от этого «героя» в ужасе. Возникает новый срыв настроения. Все повторяется в новом варианте».163 Смысл эвтаназии заключается в том, что смерть оказывается средством1 врачебною* действия, для которого целью продолжает оставаться помощь страдающему человеку. Тем самым врачевание сохраняет характер деятельного «милосердия», что. и отличает его от практики палача, солдата или убийцы. П.Д. Тищенкопишет: «Врач традиционно рассматривалсякак защитник человека от смерти; При этом всегда подозревалось, что он сам обладает властью вызывать смерть. Поэтому в. моральном самосознании* врачебного сообщества со времен Гиппократа звучит требование, запрещающее убивать пациентов или предоставлять в. распоряжение последних «смертельное средство». Не спасала врача от ответственности и« просьба человека* дать* ему яд. Дело в том, что хотяобъективно регистрируемые-причины самоубийства никогда не были известны врачам, и не известны до сих пор, но с конца прошлого века суицид стал интерпретироваться как «болезнь». Поэтому просьба помочь совершить самоубийство1 — свидетельство расстройства сознания* человека и добровольной быть не может по определению.................нормальноеотношение к смерти — это отталкивание. Влечение к смерти патологично, поскольку в нем присутствует (хоть и ненаблюдаемое, но подозреваемое) «чужое», локализованное либо в генах, либо в коре головного мозга, либо в вытесненных в бессознательное конфликтах раннего детства».164 163 Тищенко П.Д Био-власть в эпоху бнотехнологнй//М.: ИФ РАН, 2001. ,м Там же С.93 119 |
Правда, и этот поворот не столь радикален, как кажется. Идеал автономии нс в силах заслонить ужаса смерти. Поэтому, когда эвтаназическая идея получает простое техническое исполнение в «машине смерти» доктора Кеворкяна — многие весьма последовательные сторонники эвтаназии отшатываются от этого «героя» в ужасе. Возникает новый срыв настроения. Все повторяется в новом варианте» [126,С.194-195]. Смысл эвтаназии заключается в том, что смерть оказывается средством врачебною действия, для которого целью продолжает оставаться помощь страдающему человеку. Тем самым врачевание сохраняет характер деятельного «милосердия», что и отличает его от практики палача, солдата или убийцы. П.Д. Тищенко пишет: «Врач традиционно рассматривался как защитник человека от смерти. При этом всегда подозревалось, что он сам обладает властью вызывать смерть. Поэтому в моральном самосознании врачебного сообщества со времен Гиппократа звучит требование, запрещающее убивать пациентов или предоставлять в распоряжение последних «смертельное средство». Не спасала врача от ответственности и просьба человека дать ему яд. Дело в том, что хотя объективно регистрируемые причины самоубийства никогда не были известны врачам и не известны до сих пор, но с конца прошлого века суицид стал интерпретироваться как «болезнь». Поэтому просьба помочь совершить самоубийство — свидетельство расстройства сознания человека и добровольной быть не может по определению...............нормальное отношение к смерти — это отталкивание. Влечение к смерти патологично, поскольку в нем присутствует (хоть и ненаблюдаемое, но подозреваемое) «чужое», локализованное либо в генах, либо в коре головного мозга, либо в вытесненных в бессознательное конфликтах раннего детства» [126,С.93]. Эвтаназия определяется как легкая и безболезненная смерть или отсутствие действий по недопущению смерти. Налицо противоречивая 94 |