целостности человека. Развитие биотехнологий инициируют необходимость в дополнении принципа уважения свободы принципами уважения к целостности, и достоинству индивида. 2.3. Нсгации пренатальных опытов: новые технологии. Распознаванию множественности критериев смерти и экспликация социальной, медико-биологической, психологической смерти когерентно разрешение проблемы абортов (искусственное прекращение беременности). Искусственный аборт определяется-как любое преднамеренное прерывание беременности. Вжесткой интерпретации аборт единственная операция, которая делается при отсутствии заболеваниями наносит вред здоровью, тем самым к приближению смерти. Проблема искусственного аборта, известная еще со времен Гиппократа, в последние десятилетия превратилась, в-, одну изнаиболее широко обсуждаемых проблем биоэтики. По мнению отечественного специалиста по вопросам биоэтики Коноваловой Л.В.: «проблема аборта позволила высветить целый комплекс сложнейших теоретических проблем этики. И, может быть, еслибы не дискуссии вокруг аборта^ многие ихэтих теоретических проблем никогда бы и нс возникли, не встали бы на повестку дня науки, нс стали бы предметом ее анализа, а значит, не стали бы стимулом для ее развития».168 Многие зарубежные авторы считают, что нужно научиться видеть в этой проблеме именно моральный, этический аспект, вскрыть острейшие моральные коллизии, выделить существующий в ней этический смысл. Увидеть этот смысл — означало сделать шаг к преодолению (осознанной или 168 Коновалова Л.В. Прикладная этика: (По материалам зал. лит.) / РАН. Ин-т философии. М., 1998. Выл. 1: Биоэтика и экоэтнка. С.216 126 |
утверждения, значимости и уважения жизни предполагает формирование ответственности за свои действия личности, рефлексирующей свое «наличное бытие», свои экзистенциальные установки, и способной принимать осмысленные решения относительно своих желаний в риске ответственности. Достоинство манифестирует себя в таких личностных диспозициях как стремление к совершенствованию (перфекционизм) и ассортивность. Как личностная установка совершенствование себя предполагает движение к себе, к своей «самости», индивидуальности, автономности, к обретению достоинства. Совершенный человек знаменует собой предельную целостность, полноту бытия, бесконечное разнообразие жизни. Как личностная черта ассертивность характеризуется как автономия, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение, самостоятельно формировать свое мнение о жизни, веру в себя и доверие другим. Ассертивность-это способность быть самим собой, инициированная потребностью роста, развития, самосовершенствования, конституирования достоинства. З.Биоэтические предикторы достоинства трансформируют традиционные представления о достоинстве, проблематизирует границы целостности человека, задают новые «координаты» границам жизни и смерти, нормы и патоса здоровья, моральною и аморального. Биоэтическая ситуация и развитие биотехнологий инициируют необходимость в дополнении принципа уважения свободы принципами уважения к целостности и достоинству индивида. В биоэтическом опыте достоинство наиболее рельефно демонстрирует риск ответственности личности за выбор, её поведенческий сеттинг. 6. Тема достоинства личности непосредственно связана с проблемой идентификации личности, трансформации структур идентичности как результата воздействий конвергентных технологий, а также с вопросами риска ответственности, которые сопряжены с проблемами целостности, 11 обстоятельствах. Наиболее частой причиной для этого врачи считают вред, который информация может принести пациенту. Мнения молодых докторов по данному вопросу ближе к требованиям закона. Имеются основания полагать, что соображения гуманизма влияют на мнение респондентов в возрасте до 40 лет меньше но сравнению с врачами старше 40 лет. Врачей, убеждения которых совпадают с юридическими нормами, больше, чем тех, кто соблюдает закон на практике. Процент студентов, мнения которых, что врач должен говорить больному правду в любом случае выше, чем в двух предыдущих группах. Однако, так же как и у врачей большая часть студентов считают возможным скрыть от больного информацию если она может принести пациенту вред. В контексте проведенного социально-психологического исследования (выборка 640 человек) был верифицирован дрейф традиционных медицинских этических (деонтологических) установок в сторону принятия биоэтических предикторов смерти у практикующего медицинского персонала. Как видно, биоэтичсские практики трансформируют традиционные представления о достоинстве, проблематизирует границы целостности человека. Развитие биотехнологий инициируют необходимость в дополнении принципа уважения свободы принципами уважения к целостности, и достоинству индивида. 2.3. Локус достоинства в пространстве современных технологий. В современной научной литературе и социальной практике наименее исследованным в условиях влияния современных технологий на все сферы социальной жизни остается феномен «личностного достоинства». Бурное развитие современных научных технологий и их внедрение в социальную и научно-образовательную практики делают все более актуальной обсуждение проблемы осознания последствий инновационных воздействий 150 |