неповторимый художник, поэт, писатель, изобретатель? Стало быть, его право на жизнь, во всяком случае, равноценно праву матери на жизнь, а может быть даже более ценно. По результатам нашего исследования на вопрос о* допустимости и оправдания искусственного аборта 90% студентов ответили положительно. Дифференцировалось мнение о допустимости искусственного аборта при выявленной патологии плода. Затем, самый большой процент положительных ответов,по медицинским показаниям и далее, по желанию женщины и по социальным показаниям. Менее 10% студентов считают проведение искусственного аборта недопустимым, ни при каких условиях. Если в процентном соотношении мнение врачей о допустимости искусственного аборта соизмеримо с мнением студентов, то показания к проведению данной операции распределились следующим образом: на. первом месте медицинские показания, затем и далее соответственно патология плода^ социальные показания и-желание женщины. Мнение врачей при этом не зависело от возраста: Таким образом, можно утверждать, что студенты медики и.врачи достаточно' либерально настроены в разрешении проблемы искусственного аборта. По' вопросу допустимости применения' новых репродуктивных технологий большинство студентов.дают положительный ответ. И только 16,2 % сочли применение данной-биотехнологии недопустимой. Наиболее приемлемым методом студенты считают гомологичную* (спермой мужа) искусственную инсеминацию: Практически все врачи всех возрастов считают приемлемым использование новых репродуктивных технологий. Доля различных методов распределились в равном соотношении. Проведенные недавно в России исследования, посвященные психологической проблеме понимания моральной допустимости абортов ярко демонстрируют, о чем размышляет П. Рикёр в книге «Я сам как другой», некоординированное!!, кантовского категорического императива и идеи человеческой множественности, инаковости личностей, конфликт 131 |
Йонас в своем «принципе ответственности», представляет собой необходимый компонент всех форм чрезвычайно долгосрочной ответственности, которой требует технологическая эпоха. В этом смысле сдержанность, например, в манипуляциях со «сверхштатными» эмбрионами, не обязательно является достоянием безоговорочных решений относительно «права на жизнь» для человеческих эмбрионов. Эта сдержанность -часть практической мудрости, требуемой конфликтными ситуациями, возникшими благодаря самому уважению в той сфере, где дихотомия между личностью и вещью приведена в беспорядок» [111, С.319-320]. Сравнивая точки зрения о «биоэтической» ситуации «начинающейся жизни» в проекции практической мудрости, П. Рикёр замечает, что противоположные позиции притязают на один и тот же принцип уважения и отличаются лишь обширностью поля своего применения, в особенностив промежуточной зоне между вещью и морально развитой личностью, и заключает: «...уважение отсылает именно к заботливости, заботящейся об инаковости личностей, включая «личности потенциальные», в случаях, когда оно само является источником конфликтов, в особенности -в нестандартных ситуациях, порожденных властью над явлениями жизни, которую дает человеку техника» ?»[111, С.320]. Проведенные недавно в России исследования, посвященные психологической проблеме понимания моральной допустимости абортов ярко демонстрируют, о чем размышляет П. Рикёр в книге «Я -сам как другой», некоординированность кантовского категорического императива и идеи человеческой множественности, инаковости личностей, конфликт универсальности правил с требованиями инаковости, присущими заботливости, а также реалии «практической мудрости». Они показали, что женщины считают аборт оправданным в большем количестве ситуаций, чем мужчины; чем люди старше, тем чаще они оценивают аборт как право женщины и реже рассматривают его как преступление?»[53, С.90-100]. Для массового сознания россиян, характерны недооценка или игнорирование 129 Были проанализированы позиции студентов и врачей по отношению допустимости искусственного аборта. По вопросу допустимости и оправдания искусственного аборта 90% студентов ответили положительно. (На первом месте находится мнение о допустимости искусственного аборта при выявленной патологии плода, на втором по медицинским показаниям и далее соответственно по желанию женщины, по социальным показаниям). Менее 10% студентов считают проведение искусственного аборта недопустимым ни при каких условиях. Если в процентом соотношении мнение врачей о допустимости искусственного аборта соизмеримо с мнением студентов, то показания к проведению данной операции распределились следующим образом: на первом месте медицинские показания, затем и далее соответственно патология плода, социальные показания и желание женщины. Мнение врачей при этом не зависело от возраста. Таким образом, можно утверждать, что как студенты -медики и врачи достаточно либерально настроены в разрешении проблемы искусственного аборта. При рассмотрении вопроса о допустимости применения новых репродуктивных технологий большинство студентов ответили положительно. И только 16,2 % сочли применение данной биотехнологии недопустимой. Наиболее приемлемым методом студенты считают гомологичную (спермой мужа) искусственную инсеминацию. Практически все врачи всех возрастов считают приемлемым использование новых репродуктивных технологий. Доля различных методов распределились в равном соотношении. Острая дискуссия в медицине идет вокруг этической проблемы получения человеческих стволовых клеток из человеческих эмбрионов и связана она с вопросом о возможности применения человеческих стволовых клеток для лечения болезней. [120, С.97-100]. Среди этических вопросов вопрос о правомерности уничтожения человеческой жизни для 132 |