Таким образом, с помощью коммуникативных возможностей Интернета: интерактивности, психологического комфорта общения, которое позволяет быть анонимным, скрывать эмоции, позволяет прекратить односторонне общение, с помощью интернет ресурсов ускоряется задуманное самоубийство, или провоцируется самоубийство людей с неустойчивой психикой, особенно подростков. Еще одна возможность Интернета — служить «тренажером» для самоубийства. Создание виртуальной личности и проживание параллельной жизни в Интернете дает возможность безболезненно совершить виртуальное самоубийство, • после которого может последовать воскрешение. «После «виртуального самоубийства» автор блога может зайти на страницы читавших его блоггеров и увидеть их реакцию на свое исчезновение, что представляет собой модель исполнения желания человека посмотреть на «скорбь окружающих» после его смерти. Если кто-то «скорбит» об ушедшем, автор может вернуться обратно или завести новый блог от другого имени; если уход автора остается без внимания, возвращение крайне проблематично».21' Заметим, что всякое самоубийство,согласно Бланшо, это желание совместить два лика смерти — длящуюся безличную смерть с сугубо личным актом. Но поскольку смерть никогда не бывает налицо, то и самоубийство никогда с ней не встречается. Скорее он желает устранить смерть как будущее, изъять ее из той части, которая выступает как сущность смерти: «...смерть — это дарованная человеку возможность, ее шанс, через нее нам доступно грядущее конечного мира; смерть для людей самая главная надежда, их единственная надежда быть 218 людьми». 2,7 Силаева В.Л. Суицидальные практики в Интернете // Человек. 2008. №6. С. 132-137. 218 Бланшо В. От Кафки к Кафке. М., 1998. С.48. 156 |
собой людей. Членами таких виртуальных групп являются потенциальные самоубийцы. Второй путь наличие специальных сайтов, где присутствуют призывы к самоубийству, где подробно описаны различные способы самоубийства. Таким образом, с помощью коммуникативных возможностей Интернета: интерактивности, психологического комфорта общения, которое позволяет быть анонимным, скрывать эмоции, позволяет прекратить односторонне общение, с помощью интернетресурсов ускоряется задуманное самоубийство, или провоцируется самоубийство людей с неустойчивой психикой, особенно подростков. Еще одна возможность Интернета -служить «тренажером» для самоубийства. Создание виртуальной личности и проживание параллельной жизни в Интернете дает возможность безболезненно совершить виртуальное самоубийство, после которого может последовать воскрешение. «После «виртуального самоубийства» автор блога может зайти на страницы читавших его блоггеров и увидеть их реакцию на свое исчезновение, что представляет собой модель исполнения желания человека посмотреть на «скорбь окружающих» после его смерти. Если кто-то «скорбит» об ушедшем, автор может вернуться обратно или завести новый блог от другого имени; если уход автора остается без внимания, возвращение крайне проблематично» [118, С.132-137]. Как мы полагаем, такой опыт является не только признанием «факта самообмана», но и умалением личностного достоинства. Заметим, что всякое самоубийство, согласно Бланшо, это желание совместить два лика смерти -длящуюся безличную смерть с сугубо личным актом. Но поскольку смерть никогда не бывает налицо, то и самоубийство никогда с ней не встречается. Скорее он желает устранить смерть как будущее, изъять ее из той части, которая выступает как сущность смерти. «...смерть-это дарованная человеку возможность, ее 163 |