Проверяемый текст
Подолько Олег Ефимович. Достоинство: личностное измерение и риск ответственности (Диссертация, 21 января 2011)
[стр. 16]

ГЛАВА 1.
Стратегии анализа смерти в философском и интердисциплпиарном дискурсе 1.1 Концепт смерти' как предмет философской рефлексии.’’ Многие философы размышляли о том, что смерть — это ценность того же ранга, как и жизнь, она несет в.
себе фундаментальный смысл, задающий масштаб подлинных ценностей.
Жизнь как высшая ценность есть своего рода всеобщий эквивалент других.
высших ценностей (свободы, любви, чести и т.д.) и поэтому она обладает способностью удостоверять их существование; их действительное социальное бытие, обменивая
себя.
на них.
Смерть является формой такого обмена.
' ' .
Смерть имеет разную нравственную символику и разные пути решения этических проблем смерти.
Одна точка зрения, или иллюзия, например,,
христиане,, допускает бессмертие души, возможность жизни в.потустороннем мире.
Другая-точка-зрения, более мужественная-с нашей-точки зрения, не ищущая оправданий и:не строящая себе иллюзий о возможности жизни после смерти, признает жизнь
каю.
единственную, уникальную, неповторимую, невозобновимую: И это придает ей особую-ценность.

Единого; интегрального понятия «смерти»;, отображающего весь праксис смерти, в философской, и иной литературе нет.
Это обстоятельство‘указывает на., многомерность, многозначимость, социокультурную контекстуальность, ситуативнуюсхватываемость, «стороннюю»; наблюдаемость и отчасти самонабшодаемость феномена^ смерти.
Практически у каждого философа, который занимался проблемой смерти, есть собственное видение темы «смерти».
Так, Сократ считал смерть благом.
В.М.
Розин пишет, что Сократ, заканчивая-свое выступление на суде, ставит вопрос так: «А вот я вам скажу: похоже, в самом деле, что все это произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло».1 И-далее Сократ доказывает, что смерть действительно есть благо: или как сладкий вечный сон («Так если смерть 1 Платон.
Апология Сократа.
Сом.: В 4 т.
М., 1994.
Т.
1.
С.
95 16
[стр. 31]

Достоинство это способ самореализации и самокультивирования (заботы о себе и уважения себя).
Достоинство это и критерий самоопределения, психологическим коррелятом которого выступает чувство самоуважения, ощущение собственной значимости, саморегуляция, самообладание.
Поскольку ситуациях социальных негативов и деструкции, где возникают угрозы распада целостного бытия человека, сохранение личного достоинства, сохранение значчимости своего «Я», заставляют человека искать пути к свободе от унижающего диктата среды.
Концепт «достоинство» указывает также на адаптивные возможности человека и связан с необходимостью сохранения механизма самоидентичности.
В экзистенциальных, экстремальных, кризисных ситуациях жизни сохранение достоинства становится особо значимым для личности.
Так, сохранение достоинства перед лицом смерти и в процессе умирания является бесспорной нравственной добродетелью.
«Это сохранение достоинства ес ть способ подтверждения достоинства личности как высшей ценности, сё аутентичности, верности себе, независимости от негативных, разрушительных факторов физической и социальной среды.
В этом есть и демонстрация силы духа, обращенная к людям, остающимся жить.
Нужно уметь не только достойно жить, но и достойно умереть.
И тому и другому нужно учить и учиться» [45,С.110].
Сохранение достоинство личности «перед лицом смерти» имеет свою «укорененность».
Многие философы размышляли о том, что смерть -это ценность того же ранга, как и жизнь, она несет в себе фундаментальный смысл, задающий масштаб подлинных ценностей.
Жизнь как высшая ценность есть своего рода всеобщий эквивалент других высших ценностей (свободы, любви, чести и т.д.) и поэтому она обладает способностью удостоверять их существование, их действительное социальное бытие, обменивая
себя на них.
Смерть является формой такого обмена.
Смерть имеет разную нравственную символику и разные пути решения этических проблем смерти.
Одна точка зрения, или иллюзия, например,
31

[стр.,32]

христиане, допускает бессмертие души, возможность жизни в потустороннем мире.
Другая точка зрения, более мужественная с нашей точки зрения, не ищущая оправданий и не строящая себе иллюзий о возможности жизни после смерти, признает жизнь
как единственную, уникальную, неповторимую, невозобновимую.
И это придает ей особую ценность.

У Л.С.
Пушкин это звучит как: Надеждой сладостной младенчески дыша, Когда бы верил я, что некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны, И память, и любовь в пучины бесконечны,Клянусь! Давно бы я оставил этот мир: Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир, И улетел в страну свободы, наслаждений, В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, Где мысль одна плывет в небесной чистоте...
Но тщетно предаюсь обманчивой мечте; Мой ум упорствует, надежду презирает...
Ничтожество меня за гробом ожидает...[110,С.86-87].
Как предпосылку идеи достоинства человека правомерно рассматривать теорию естественного права Пуфендорфа и его учение о том.
что долг государя-признавать человеческое достоинство его подданных [72].
«Во-первых, идея достоинства человека базировалась отныне не на его принадлежности к тому или иному сословию и не на его заслугах, а та том, что он человек.
И если уважение этого достоинства -долг, то, следовательно, все люди заслуживают равного уважения.
Во-вторых, к достоинству человека принадлежит то, что он в рамках своих обязанностей и в зависимости от внешних обстоятельств получает возможность для свободного самоопределения, позволяющего ему паи лучшим образом развить свои индивидуальные способности.
Долг государя -уважать достоинство подданных -означал в XVII веке прежде всего новое 32

[Back]