ГЛАВА 1. Стратегии анализа смерти в философском и интердисциплпиарном дискурсе 1.1 Концепт смерти' как предмет философской рефлексии.’’ Многие философы размышляли о том, что смерть — это ценность того же ранга, как и жизнь, она несет в. себе фундаментальный смысл, задающий масштаб подлинных ценностей. Жизнь как высшая ценность есть своего рода всеобщий эквивалент других. высших ценностей (свободы, любви, чести и т.д.) и поэтому она обладает способностью удостоверять их существование; их действительное социальное бытие, обменивая • себя. на них. Смерть является формой такого обмена. ' ' . Смерть имеет разную нравственную символику и разные пути решения этических проблем смерти. Одна точка зрения, или иллюзия, например,, христиане,, допускает бессмертие души, возможность жизни в.потустороннем мире. Другая-точка-зрения, более мужественная-с нашей-точки зрения, не ищущая оправданий и:не строящая себе иллюзий о возможности жизни после смерти, признает жизнь каю. единственную, уникальную, неповторимую, невозобновимую: И это придает ей особую-ценность. Единого; интегрального понятия «смерти»;, отображающего весь праксис смерти, в философской, и иной литературе нет. Это обстоятельство‘указывает на., многомерность, многозначимость, социокультурную контекстуальность, ситуативнуюсхватываемость, «стороннюю»; наблюдаемость и отчасти самонабшодаемость феномена^ смерти. Практически у каждого философа, который занимался проблемой смерти, есть собственное видение темы «смерти». Так, Сократ считал смерть благом. В.М. Розин пишет, что Сократ, заканчивая-свое выступление на суде, ставит вопрос так: «А вот я вам скажу: похоже, в самом деле, что все это произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло».1 И-далее Сократ доказывает, что смерть действительно есть благо: или как сладкий вечный сон («Так если смерть 1 Платон. Апология Сократа. Сом.: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 95 16 |
Достоинство это способ самореализации и самокультивирования (заботы о себе и уважения себя). Достоинство это и критерий самоопределения, психологическим коррелятом которого выступает чувство самоуважения, ощущение собственной значимости, саморегуляция, самообладание. Поскольку ситуациях социальных негативов и деструкции, где возникают угрозы распада целостного бытия человека, сохранение личного достоинства, сохранение значчимости своего «Я», заставляют человека искать пути к свободе от унижающего диктата среды. Концепт «достоинство» указывает также на адаптивные возможности человека и связан с необходимостью сохранения механизма самоидентичности. В экзистенциальных, экстремальных, кризисных ситуациях жизни сохранение достоинства становится особо значимым для личности. Так, сохранение достоинства перед лицом смерти и в процессе умирания является бесспорной нравственной добродетелью. «Это сохранение достоинства ес ть способ подтверждения достоинства личности как высшей ценности, сё аутентичности, верности себе, независимости от негативных, разрушительных факторов физической и социальной среды. В этом есть и демонстрация силы духа, обращенная к людям, остающимся жить. Нужно уметь не только достойно жить, но и достойно умереть. И тому и другому нужно учить и учиться» [45,С.110]. Сохранение достоинство личности «перед лицом смерти» имеет свою «укорененность». Многие философы размышляли о том, что смерть -это ценность того же ранга, как и жизнь, она несет в себе фундаментальный смысл, задающий масштаб подлинных ценностей. Жизнь как высшая ценность есть своего рода всеобщий эквивалент других высших ценностей (свободы, любви, чести и т.д.) и поэтому она обладает способностью удостоверять их существование, их действительное социальное бытие, обменивая себя на них. Смерть является формой такого обмена. Смерть имеет разную нравственную символику и разные пути решения этических проблем смерти. Одна точка зрения, или иллюзия, например, 31 христиане, допускает бессмертие души, возможность жизни в потустороннем мире. Другая точка зрения, более мужественная с нашей точки зрения, не ищущая оправданий и не строящая себе иллюзий о возможности жизни после смерти, признает жизнь как единственную, уникальную, неповторимую, невозобновимую. И это придает ей особую ценность. У Л.С. Пушкин это звучит как: Надеждой сладостной младенчески дыша, Когда бы верил я, что некогда душа, От тленья убежав, уносит мысли вечны, И память, и любовь в пучины бесконечны,Клянусь! Давно бы я оставил этот мир: Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир, И улетел в страну свободы, наслаждений, В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, Где мысль одна плывет в небесной чистоте... Но тщетно предаюсь обманчивой мечте; Мой ум упорствует, надежду презирает... Ничтожество меня за гробом ожидает...[110,С.86-87]. Как предпосылку идеи достоинства человека правомерно рассматривать теорию естественного права Пуфендорфа и его учение о том. что долг государя-признавать человеческое достоинство его подданных [72]. «Во-первых, идея достоинства человека базировалась отныне не на его принадлежности к тому или иному сословию и не на его заслугах, а та том, что он человек. И если уважение этого достоинства -долг, то, следовательно, все люди заслуживают равного уважения. Во-вторых, к достоинству человека принадлежит то, что он в рамках своих обязанностей и в зависимости от внешних обстоятельств получает возможность для свободного самоопределения, позволяющего ему паи лучшим образом развить свои индивидуальные способности. Долг государя -уважать достоинство подданных -означал в XVII веке прежде всего новое 32 |