целостности. В связи с острыми дискуссиями по наличным практикам эвтаназии сегодня многие требуют проведения этическо-правовой экспертизы эвтаназии, которая взывает в принятии решений опираться на основные биоэтичсские принципы: не навреди, делай благо, уважение автономии личности, справедливости. В проекции социальной справедливости «движение» к эвтаназии определяется справедливым распределением ресурсов (финансы, медицинская аппаратура, квалифицированные специалисты) между теми, кто её инициирует, либо наличием затрат на социально необходимые мероприятия. В диссертации проанализированы негации (риски, опасности, вред, социальная несправедливость) пренатальных технологий, использующихся в современной прогностической (прагматической) медицине и их последствия в актах жизни и смерти. Распознаванию множественности критериев смерти и экспликации социальной, медико-биологической, психологической смерти когерентно «расширительное» толкование проблемы абортов: Искусственный аборт определяется как любое преднамеренное прерывание беременности, как операция, которая наносит вред здоровью, тем самым к приближению смерти. Сегодня в России демографическая ситуация с проблемой рождаемости, катастрофическими показателями смертности, миграцией населения такова, что требует акцентуированного внимания к стимулированию рождаемости. Аборт это сегодня социально-политическая проблема репродуктивного здоровья женщин в России, а также показателей смертности и качества жизни россиян. Антиномичность проблемы абортов ещё больше демонстрируется в новейших пренатальных практиках и «завязана» на этические проблемы современной • прогностической медицины. Речь идет о получении человеческих стволовых клеток из человеческих эмбрионов, что связано с вопросом о возможности применения человеческих стволовых клеток для лечения болезней. 162 |
Традиционно за абортом закреплялся статус преступления против жизни, против семьи и общественной нравственности. Сегодня в России демографическая ситуация с проблемой рождаемости, катастрофическими показателями смертности, миграцией населения такова, что требует акцентуированного внимания к стимулированию рождаемости. I Гесмотря на то, что с 2006 года были приняты финансовые, административные меры поддержки молодых семей и женщин, радикальных изменений нс произошло, поскольку не учитывались другие аспекты данной проблемы, в том числе принципиальная роль права, которое наряду с моральными принципами является основной формой регулирования поведения человека. Так, предлагается внести изменения в статью 36 и записать положения: о презумпции деторождения, что будет отражать политику Российского государства в области стимулирования рождаемости; о сокращении перечня социальных показаний к искусственному прерыванию беременности; о легализации права врача отказаться от производства абортов и др. [119, С.105]. Приведем результаты социально-психологического исследования 2004г., проведенного с целью экспликации ценностных представлений по биоэтической проблематике и биоэтическим предикорам здоровья, и ярко демонстрирующего дрейф традиционных медицинских этических (деонтологических) установок в сторону принятия биоэтических ценностей у практикующего медицинского персонала. [14]. Свои взгляды высказали 450 врачей со стажем работы более пяти лет, в возрасте до 40 лет и достигших 40 лет и старше, проживающих в Тверском регионе. Так же были опрошены студенты медицинской академии (выборка 190 человека), не имевшие опыт работы в медицинских учреждениях. 131 Были проанализированы позиции студентов и врачей по отношению допустимости искусственного аборта. По вопросу допустимости и оправдания искусственного аборта 90% студентов ответили положительно. (На первом месте находится мнение о допустимости искусственного аборта при выявленной патологии плода, на втором по медицинским показаниям и далее соответственно по желанию женщины, по социальным показаниям). Менее 10% студентов считают проведение искусственного аборта недопустимым ни при каких условиях. Если в процентом соотношении мнение врачей о допустимости искусственного аборта соизмеримо с мнением студентов, то показания к проведению данной операции распределились следующим образом: на первом месте медицинские показания, затем и далее соответственно патология плода, социальные показания и желание женщины. Мнение врачей при этом не зависело от возраста. Таким образом, можно утверждать, что как студенты -медики и врачи достаточно либерально настроены в разрешении проблемы искусственного аборта. При рассмотрении вопроса о допустимости применения новых репродуктивных технологий большинство студентов ответили положительно. И только 16,2 % сочли применение данной биотехнологии недопустимой. Наиболее приемлемым методом студенты считают гомологичную (спермой мужа) искусственную инсеминацию. Практически все врачи всех возрастов считают приемлемым использование новых репродуктивных технологий. Доля различных методов распределились в равном соотношении. Острая дискуссия в медицине идет вокруг этической проблемы получения человеческих стволовых клеток из человеческих эмбрионов и связана она с вопросом о возможности применения человеческих стволовых клеток для лечения болезней. [120, С.97-100]. Среди этических вопросов вопрос о правомерности уничтожения человеческой жизни для 132 Отрицание факта приближающейся смерти является разрушающим фактором важнейших сторон жизни умирающего, что проявляется в тяжелом душевном состоянии: в эмоциональном угнетении (возможно агрессии), смысловом вакууме, в дисгармоничных социальных отношениях............Отметим, что когда общество в целом, защищаясь от страха, отворачивается от смерти -редуцируется общество как таковое. И, как следствие, каждый человек, который напоминает членам общества о том, что все не так спокойно, как хотелось бы думать, отвергается жестоким образом. Естественная реакция на тех, кто расшатывает ложную безопасность, является их отверженис[91,С.368-371]. В связи с острыми дискуссиями по наличным практикам эвтаназии сегодня требуется проведение этичсско-правовой экспертизы эвтаназии, которая взывает в принятии решений опираться на основные биоэтические принципы: не навреди, делай благо, уважение автономии личности, справедливости. Клятва древнегреческого врача Гиппократа, автора принципа «не навреди», осуждает как эвтаназию, так и опосредованное самоубийство: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Исходя, из понимания данного принципа врач причиняет больному умышленный вред, результатом которого является смерть человека. С другой стороны, эвтаназия может рассматриваться как акт сострадания и милосердия. Эвтаназия освобождает человека от невыносимых мучений вызванных тотальной болью. В понятие тотальной боли входит не только нестерпимая физическая боль, но эмоциональная, духовная боль и страдания родственников умирающего. Умирающий от рака больной в терминальной стадии заболевания испытывает физическую боль оттого, что опухоль дала метастазы в другие органы, оттого что наркотические анальгетики уже перестали действовать. 144 |