индивидуальность.35 Тематика смерти осмысливается психоанализом (3. Фрейд) и неофрейдизмом (Э. Фромм и др.), в основе, которой лежит та же интуиция внутренней связи эроса и смерти. Смерть не случайность, а внутренний закон жизни. Организм человека оберегает себя не для того, чтобы сохраниться от смерти, а для того, чтобы избегать не собственной* смерти. Своеобразный историко-социально-философскийвариант подхода к проблеме смерти предлагает Ф; Арьес, рассматривая путь, пройденный Западом от «архаической прирученной смерти» к «медикализированной», «перевернутой» смерти наших дней. Ж. Бодрияр также представляет историю человечества как историю вытеснения смерти из системы общественных отношений, но в основе его рассуждений лежит идея симуляционной логики. Постмодернистский философский дискурс (М. Фуко; Ж.Делез и др.), а также успехи биомедицины и «продукты» новых биотехнологий> сегодня эксплицируют идею мортализма через идею витализма:. Идея смерти релятивируется, распределяется по> жизни в виде отдельных смертей или смерти по частям. Сегодня философский дискурс трактуетсмерть. как то, чему противостоит жизнь и то, чему она подвергается: Смерть становится равнообъемной жизни сущностью, моделируется «насильственная смерть». Таким образом, современная европейская традиция рассматривает смерть через призму ее парадоксальности и двойственности. Один и тот же человек (одно и тоже сознание) одновременно и отрицает смерть (как уничтожение), и признает ее как событие. Современному человеку свойственно искать все новые и новые «адаптационные режимы» (термин Э. Морэна): Современныйчеловек западной традиции не склонен к прямолинейным ответам на «крайние вопросы», он ищет компромисс, он 35 Демичев Л. Тематичность смерти/ Дискурсы и концепты МсшспЮ у!усгс, или Помни о смерти. Сб. статей. Под обшей ред. В.Л. Рабиновича и М.С. Уварова. М.: Асабсппа, 2006, с. 54-76 31 |
потенциала с целью производства «детей проекта» (только представьте себе контроль их качества!) под влиянием «синдрома совершенного ребенка недопустима»» [154,0.130]. Постмодернистский философский дискурс ( М. Фуко, Ж.Делсз и др.), а также успехи биомедицины и «продукты» новых биотехнологий сегодня эксплицируют идею мортализма через идею витализма. Идея смерти релятивируется, распределяется по жизни в виде отдельных смертей или смерти по частям. Сегодня биоэтический дискурс трактуе т смерть как то, чему противостоит жизнь и то, чему она подвергается. Смерть становится равнообъемной жизни сущностью, моделируется «насильственная смерть». Интимную сторону человеческого и личностного существования затрагивает тема «достоинства личности» в процессе умирания. Ситуация «достойного» умирания (ситуация терминального состояния) в медицинских практиках эксплицируется экзистенциальной моделью врачевания и связывается с паллиативным подходом[128,С. 106-114]. В условиях наличия хронической патологии (онкология и др.) бессмысленно ставить задачу нормализовать состояние организма и социально адаптировать больною. Основной задачей становится обеспечение достойного для человека процесса умирания. Особенность паллиативной помощи в том, чтобы в умирающем увидеть личность человека. Суть паллиативного ухода состоит в том, чтобы ни ускорять, ни отсрочивать смерть, но делать возможным для умирающего человека жизнь до смерти с личностным достоинством. На основе целостной (холистической) концепции физического, социального, психологического и духовного ухода умирание становится неизбежным «нормальным» процессом. Экзистенциальная модель врачевания -это модель оказания помощи в экзистенциальный промежуток между жизнью и смертью. Экзистенциальная модель врачевания обращена к вере как духовному исцелению, к заботе о достойной человека смерти в практиках эвтаназии, к сохранению личностной самоидентичности перед лицом смерти. В экзистенциальной модели врачевания забота о достойном уходе из жизни 91 |