1.2.2. Бноэтичсские предикторы локуса смерти. «Век биотехнологий», социальные практики эвтаназии, клонирования, искусственного прерывания беременности, исследования эмбриональных стволовых клеток человека наиболее ярко демонстрируют новый уровень рефлексии темы «человеческая жизнь», «уважение к жизни и личности», «смерть», «уважение смертности». В' пространстве биоэтики, понимаемой как междисциплинарной области знания, которая создается средствами медицинского, философского, этического, юридического, теологического, политического дискурсов, и биомедицинских практик, все проблемы касаются* «потока жизни» человека: от рождения до смерти. При зачатии новой жизни возникают проблемы новых репродуктивных технологий, контрацепции, клонирования. До рождения проблемы псренатальной диагностики, искусственного аборта. В конце жизни1 проблемы, критериев смерти, жизнеподдерживающего лечение; пассивной и активной эвтаназии. о ■ Биоэтику сравнивают с паллиативами эпохиглобализации. Паллиатив' (от познелат. РаШо — прикрываю, защищаю) имеет значение уменьшать суровость боли. Ю; В: Хен пишет: «В1 действительности «практические» этики есть, ни что иное, как паллиативы, изобретаемыечеловечеством ради примирения с собственнойсовестью применительно к случаю, когда, человек не в состоянии соответствовать жестким требованиям нормативной морали. Следует однако, заметить, что паллиатив самое обычное дело для глобализованного мира, а ситуация этической неуверенности обычное состояние для граждан «всемирной общины». Вероятно философам, работающим в области этики. Придется смириться с сознанием невозможности построения всеобщей, универсальной системы ценностей, приспособленной для глобального мира, как в свое время физикам пришлось смириться с невозможностью одновременно знать 51 Хен Ю.В. Биоэтика: паллиативы эпохи глобализации// Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 3: Традиции и новации. М.: Принтбсри», 2009. С. 194-197. 60 |
психический, телесный, психофизиологический и т.д.) Под целостностью понимается сфера творчества и самоопределения личности. Целостность связана со свободой субъекта. Признание достоинства личности означает уважение целостности человека. 1.3. Биоэтнчсская герменевтика достоинства В конце ХХ-началеХХ1 вв. внимание к феномену «достоинство» возросло в связи с неоднозначными ближайшими и отдаленными последствиями воздействий «продуктов» биомедицинских технологий. Не случайно, достоинство, или святость жизни, стало великим коаном этого столетия, так называемого «века биотехнологий» [68,С.22]. С учетом расширения биоэтической проблематики и влияния современных технологий переосмысливаются такие реалии как «ценность и самоценность жизни» человека. В постановке многих биоэтических проблем свой вклад внесли такие работы отечественных авторов как Б.Г. Юдин «Введение в биоэтику», П.Д. Тищенко «Био-власть в эпоху биотехнологий» (2001), И.В. Силуянова «Этика врачевания. Современная медицина и Г1равославие»(200!) и др. Проблематизируют реальность биоэтики фундаментальные труды зарубежных авторов, таких как М. Фуко, В.Р. Поттер, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, Э. Нойманн, Р. Дворкин, М. Чарлзуэрт и др. «Век биотехнологий», социальные практики эвтаназии, клонирования, искусственного прерывания беременности, исследования эмбриональных стволовых клеток человека наиболее ярко демонстрируют новый уровень рефлексии темы «человеческая жизнь», «уважение к жизни и личности», «достоинство» и созвучны учению И. Канта об абсолютном достоинстве и ценности каждой личности. Достижения биотехнологии свидетельствуют о том, что открылась возможность творчески продуцировать саму природу человека как артефакт. Искусственное поддержание жизни, искусственное прекращение беременности, генетический контроль будущих поколений, клонирование 78 «себя» в зеркале эталона и узнается в нем же другими в качестве исторически определенной «самости», называется моральным вменением. Он пишет: «м]оральное вменение заключается в особого рода суждениях, утверждающих, что люди несут ответственность за ближайшие последствия своих деяний и что на этом основании их можно хвалить или порицать» [112, С. 53]. Ответственность вменяется не только за последствия, но и за предполагаемые «максимы» поступков. Моральное вменение как определенного рода рассказ события, в котором человек выступает из неопределенности существования для себя и другого в качестве автора-героя некоторого поступка, производит самоидентичность пациента в качестве морального субъекта[112, С. 57]. В разные исторические эпохи вменение производится различно. С эпохи Просвещения начинается процедура индивидуального вменения. Человек должен отвечать за совершенные поступки «сам», превращать происходящие с ним события в поступки морально ответственной «самости». В пространстве биоэтики, понимаемой как междисциплинарнойобласти знания, которая создается средствами медицинского, философского, этического, юридического, теологического, политического дискурсов, и биомедицинских практик, все проблемы касаются «потока жизни» человека: от рождения до смерти. При зачатии новой жизни возникают проблемы новых репродуктивных технологий, контрацепции, клонирования. До рождения проблемы перенатальной диагностики, искусственного аборта. В конце жизни проблемы критериев смерти, жизнеподдерживающего лечение, пассивной и активной эвтаназии. Биоэтику сравнивают с паллиативами эпохи глобализации[151, С. 194]. Паллиатив (от познелат. РаШо прикрываю, зазщищаю) имеет значение уменьшать суровость боли. Ю. В. Хен пишет: «В действительности «практические» этики есть ни что иное, как паллиативы, изобретаемые человечеством ради примирения с собственной совестью применительно к случаю, когда человек не в состоянии соответствовать жестким требованиям I 80 нормативной морали. Следует однако, заметить, что паллиатив -самое обычное дело для глобализованного мира, а ситуация этической неуверенности обычное состояние для граждан «всемирной общины». Вероятно философам, работающим в области этики. Придется смириться с сознанием невозможности построения всеобщей, универсальной системы ценностей, приспособленной для глобального мира, как в свое время физикам пришлось смириться с невозможностью одновременно знать координаты элементарной частицы и её импульс. Классический период для этики, период, когда «нравственный закон внутри нас» выводился непосредственно из природы человека и потому не мог быть никаким иным, кроме того, который уже существует и залогом которого является сам Бог, судя по всему, завершился. Наступило время релятивизма» [151, С. 196-197]. Биоэтика как междисциплинарное исследование, ориентирующееся на решение практических вопросов, вобрала в себя множественность концепций, что характерно для периода постмодерна. Она оказалась своего рода испытательным полигоном для решения многих медицинских коллизий, которые не укладывались в традиционные представления о жизни и смерти, о добре и зле, об универсалии «не убий». Б биоэтике появились четыре базисных принципа — «делай благо», «не навреди», « уважения автономии личности», «принцип справедливости» и три правила -«правило правдивости», «правило конфиденциальности», «правило информированного согласия». Тема достоинства личности корреспондируется в первую очередь с принципом биоэтики -уважения автономии пациента. Принцип уважения автономии пациента право каждой личности на самоопределение и действие без внешнего контроля, препятствующего реализации разумного выбора. Но вместе с таким нравственным правом субъект должен нести личную моральную ответственность за самостоятельное решение фундаментальных проблем относительно вопросов своей жизни. Взаимное уважение коррелирует с соблюдением свободы для себя и другого. Свобода 81 |