новый человеческий организм формируется некоторое время спустя после оплодотворения. Таким образом, термин «пре-эмбрион» имеет не столько научное, сколько политическое значение.91 Среди аргументов адептов клонирования эмбрион не является человеческим существом до» тех пор, пока он не превратиться в точную копию клонируемого. У. Смит возражает, считая,, что и до формирования близнеца, будь то естественным путем или путем клонирования, эмбрион представляет собойотдельное живое человеческое существо, обладающее определенным полом и генетическими свойствами. В-случае с близнецами вместо одной, человеческой жизни появляется две. Хотяблизнецы генетически идентичны, каждый' из них по-своему уникален. Например, с рождением^ обнаруживается, что каждый из близнецов имеет свои отпечатки пальцев.92 Сторонникиклонирования используют аргументы «личностного уровня». Они* считают важным не то, что субъект является частью человеческого сообщества, а то, что< онявляется-' частью «морального сообщества». Те; кто принадлежит к моральному сообществу, являютсяличностями и обладают определеннымипознавательными способностями, например, способностью к самосознанию. Те, кто не принадлежит, -это' «неличности», которые не обладают достаточными умственными способностями, и их жизнь, следовательно, менее значима. К «невинностям» относятся все неродившиеся, созданные как в результате клонирования, так и естественного оплодотворения, новорожденные, люди, находящиеся* в состоянии комы, а также страдающие слабоумием и другими психическими расстройствами. Эти человеческие существане имеют права не только на жизнь. Но и на телесну'ю целостность. Следовательно, внутренние органы 91 \Усб1су Л. ЗтйЬ. С1о5с 1Не сЗоог оп с1отпе //Ыа1юпа1 Кеу«е\у опПпе, ^пиагу 14, 2002. 1тр:/Лу\у\у. №!1опа1те\у.сот 92 \Уе$1еу Л. $тиЬ. С1о$е сНе с1оог оп с!отп§ //Ыаиопа! Кеуе\у опМпе, ^пиагу 14,2002. 1шр:/Л\'\у\у. Nап■опа^^V^еVV.сот 67 |
«терапевтическое клонирование» (клонирование, используемое в научноисследовательских целях, приводящее к смерти клона). Основной тезис биотехнологов человеческий эмбрион, созданный в результате клонирования, не является живым человеческим существом. Оппоненты клонирования считают, что «онтологически» идет развитие эмбриона, то в нём существует и человеческая жизнь. Если в первые восемь недель своего развития существо называется эмбрионом, то затем происходит превращение его в плод. Рожден эмбрион искусственным путём или нет, это отдельное живое человеческое существо с момента своего существования. Защитники идеи клонирования считают, что существо, жизнь которого насчитывает менее двух недель это «пре-эмбрион». Против этого конструкта выдвигает аргументы У. Смит: данный термин плохо определен; 2) он неточен; 3) он необоснован, поскольку общепринятое понятие эмбриона распространяется и на первые две недели жизни зародыша; 4) он двусмысленен. Поскольку несет с собой ошибочную идею, согласно которой новый человеческий организм формируется некоторое время спустя после оплодотворения. Таким образом, термин «пре-эмбрион» имеет не столько научное, сколько политическое значение[182]. Среди аргументов адептов клонирования эмбрион не является человеческим существом до тех пор, пока он не превратиться в точную копию клонируемого. У. Смит возражает, считая, что и до формирования близнеца, будь то естественным путем или путем клонирования, эмбрион представляет собой отдельное живое человеческое существо, обладающее определенным полом и генетическими свойствами. В случае с близнецами вместо одной человеческой жизни появляется две. Хотя близнецы генетически идентичны, каждый из них по-своему уникален. Например, с рождением обнаруживается, что каждый из близнецов имеет свои отпечатки пальцев[182]. 102 Сторонники клонирования использую!’ аргументы «личностного уровня». Они считают важным не то, что субъект является частью человеческого сообщества, а то, что он является частью «морального сообщества». Те, кто принадлежит к моральному сообществу, являются личностями и обладают определенными познавательными способностями, например, способностью к самосознанию. Те, кто не принадлежит, -это «иеличности», которые нс обладают достаточными умственными способностями, и их жизнь, следовательно, менее значима. К «неличностям» относятся вес неродившиеся, созданные как в результате клонирования, так и естественного оплодотворения, новорожденные, люди, находящиеся в состоянии комы, а также страдающие слабоумием и другими психическими расстройствами. Эти человеческие существа не имеют права не только на жизнь. Но и на телесную целостность. Следовательно, внутренние органы или стволовые клетки этих существ могут быть использованы в интересах других людей, называемых «личностями» [77,С. 108]. Как справедливо полагает О.В. Летов, в процессе клонирования человека под угрозой оказывается принцип уважения целостности человеческого существа, и, как следствие, его достоинство. Проблема клонирования фундирована в фундаментальный вопрос о самоценности человеческой жизни. Если жизнь самоценна, то неизбежен «запрет на клонирование человека как неморальное воплощение человеческой жизни. Подобный запрет не означает невозможность проведения в этой области научных исследований в терапевтических целях. Если же в процессе споров вокруг клонирования победу одержат его сторонники, то человеческая жизнь потеряет объективную ценность. Субъективными окажутся критерии оценки. Чья жизнь является священной, а чья нет» [77,С.108]. Существует трансгуманистическая точка зрения по проблеме клонирования. Адепты трансгуманизма рассматривают сюжет о возможности с помощью новых технологий улучшать наследственные свойства человека. Ссылаясь на проводимые исследования по созданию искусственной матки в 103 |