Проверяемый текст
Подолько Олег Ефимович. Достоинство: личностное измерение и риск ответственности (Диссертация, 21 января 2011)
[стр. 84]

морали, нормах и т.д.
Таким образом, обратной стороной
групповой сплоченности является экспансия враждебности и агрессивности в отношении тех, кто не является членом данной группы, а значит, автоматически воспринимается как носитель угрозы для её существования и нормального функционирования.
В результате подобных процессов в обществе возможно развитие таких разрушительных и опасных явлений, как ксенофобия, экстремизм и национализм, которые будут основываться на нетерпимости и агрессии в отношении не только террористов, но и всей той части общества, которая является носителем иных ценностей и другого мировоззрения»
К психологическим последствиям, которые возникают непосредственно после террористического акта, относятся шок, отрицание, чувство вины и ужас.
Терроризм разрушает чувство
безопасности и« достоинства жизни, чувство собственного достоинства, понимаемогожак переживание, осознание человеком своей ценности и неповторимости.
Именно эти чувства выполняют функцию психологической защиты, так как позволяет контролировать и редуцировать страх.
Приведенные результаты о том, страх и убийство это первые чувства, возникающие после теракта, подтверждаются исследованиями Н.В.
Тарабриной, О.А.
Вороны, Ю:В.
Быховца.119 В современной практической психологии используются различные технологии преодолениястраха смерти.
Достаточно известным в танатотерапия сч итастся психотехнический^ подход.120 Суть технологии в инициации естественной смерти, инициации, которая построении на принципах моделирования характеристик тела только что умершею таким видом смерти человека.
Крайне редко встречающаяся естественная смерть, в отличие от обычной, сопровождающейся в основном !1г Тарабрина Н.В., Ворона О.А., Быховец Ю.В.
Представления о теракте у населения различных регионов России// Психологический журнал, 2007, том 28, №6, С.40-50.
123 Баскаков В.Ю.
Танатотерапия: психотехнический подход./ Фигуры Танатоса.
Философский альманах.
Пятый специальный выпуск.
СПб., 1995 84
[стр. 48]

чувствует угрозу своему мировоззрению и собственному Я.
Чтобы защитить свое мировоззрение и уверенность в собственной безопасности, человек стремится идентифицировать себя с некой группой, в рядах которой он будет чувствовать себя защищенным, а значит и более спокойным.
Ради этого обыватель слепо принимает правила и принципы данной группы и следует им.
Подобная сплоченность, основанная на неких общественных, групповых принципах, схожем мировоззрении её членов.
Представляется человеку способом редуцировать свой страх и эффективно реагировать на угрозу.
Таким образом, любое нападение или угроза извне сплачивают группу, делают её более однородной.
Сплоченность и однородность успокаивают людей, способствуют уверенности.
Однако непременным условием однородности и фундаментальности мировоззрения, норм и правил группы является отсутствие противоречий и разногласий, в том числе и возражений со стороны.
В кризисные моменты, такие как совершение террористических актов, любые альтернативные мнения и взгляды начинают трактоваться носителями мировоззрения группы как угроза не только своим принципам, но и своему существованию.
Следствием этого являются крайне негативные и агрессивные реакции на все, что не укладывается в собственные понятия о морали, нормах и т.д.
Таким образом, обратной стороной
фупповой сплоченности является экспансия враждебности и агрессивности в отношении тех, кто не является членом данной группы, а значит, автоматически воспринимается как носитель угрозы для её существования и нормального функционирования.
В результате подобных процессов в обществе возможно развитие таких разрушительных и опасных явлений, как ксенофобия, экстремизм и национализм, которые будут основываться на нетерпимости и агрессии в отношении не только террористов, но и всей той части общества, которая является носителем иных ценностей и другого мировоззрения»
Опасным для общества социально-психологическим последствием террористического акта является процесс легитимизации насилия среди 48

[стр.,49]

населения.
Частая демонстрация и наблюдения сцен насилия через СМИ приводит к тому, что насилие начинает восприниматься как оправданное, справедливое и полезное средство.
К способам самооправдания насилия, к которым прибегают террористы, сотрудники силовых ведомств и обыватели, (как показали исследования американских психологов, проведенных среди военных и сотрудников исправительных учреждений ( в том числе группы, исполняющей смертные приговоры) относятся: 1) моральное самооправдание; 2) утилитарное (экономическое и юридическое) самооправдание); 3) сравнение своих действий с другими, более жесткими «выгодное сравнение»); 4) смещение ответственности; 5) диффузия ответственности; 6) дегуманизация жертвы и атрибуция вины; 7) эвфемистический стиль повествования; 8) искажение и пренебрежение последствиями.
К психологическим последствиям, которые возникают непосредственно после террористическог о акта относятся шок, отрицание, чувство вины и ужас.
Терроризм разрушает чувство собственного достоинства, понимаемого
как переживание, осознание человеком своей ценности и неповторимости.
Достоинство выполняет функцию психологической защиты, так как позволяет контролировать и редуцировать страх.
Достоинство имплицитно жизнедеятельности человека.
Философская рефлексия и междисциплинарный дискурс эксплицирует полисемантию • концепта «достоинство», его комплексность и многоплановость, широкий спектр его значений (от отождествления достоинства с достоянием, ценой, благосостоянием, и до понимания достоинства как ценности, значимости, превосходства).
Выявляется многообразие коннотаций данного понятия, в том числе социокультурная, нравственно-антропологическая, психологичская, правовая.
Философская рефлексия и дискурсы достоинства обнаруживают контрарность, двойственность феномена «достоинства».
Контрарность -это 49

[Back]