её частью, играющей свою роль в обеспечении минимизации энергии, что будет предполагать его присутствие в ситуации и поддерживаться сю. Он должен «усоответствливагь» причинные действия, и кондициональные влияния, меняясь сам и меняя среду своей деятельности сизигийным для себя и среды образом (греч. $>угу>%1апарное сочетание, сопряжение, соответствие) как органической части мира, а не как его инородный артефакт».124 Такое видение постнеклассических практик позволяет в нашем диссертационном исследовании интерпретировать технику «заботы о себе», биоэтическую практику эвтаназии, перинатальные практики, социальнопсихологическую практику врачевания, новые техники суицида как постнеклассический тип практик. Тема социальных практик адаптации восходит к разрешению проблемы адаптации, которой занимаются междисциплинарные науки. Сегодня в литературе встречаются различные толкования, понятия «адаптация». Так, например, в общебиологическом аспекте адаптация представляет собою процесс и систему механизмов, обеспечивающих приспособление живого организма к постоянно изменяющимсяусловиям среды. Физиологический дискурс о механизмах адаптации, связанный с такими отечественными физиологами как И.П. Павлов, АА. Ухтомский, П.К. Анохин, указывает на адаптивные реакции организма, на факторы среды, которые обеспечиваются не отдельными органами, а определенным образом организованными и соподчиненнымимежду собой системами. Эти системы представляют собой такие образования, которые складываются ъ организме в ответ на действие среды и объединяют воедино нервные центры и исполнительные органы, принадлежащие к различным анатомофизиологическим структурам.125 В медицинских науках адаптация понимается как система внутреннего самоналаживанияи взаимногоприлаживания организма и вышестоящих 124 Кизима В.В. Постнеклассичсские практики: рефлексивность и управление// Вопросы философии. 2010. №.3 С.54-65. 125 Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельнсти: коллективная монография. Иркутск, 1986.) 88 |
В постнеклассических практиках челочек «является центром гармонизации своих действий с миром, поскольку он сам есть ег о часть. Поэтому трансформации постнеклассических практик должны осуществляться в той степени и таким образом, чтобы непрерывно отслеживать данную гармонизацию и поддерживать её. Человек, будучи участником тех или иных СЭИ '-комплексов, должен не стихийно плыть по течению, встраиваясь в процесс минимизации энергии, при котором жизнь его самого может оказаться ненужной среде, а быть активной органической её частью, играющей свою роль в обеспечении минимизации энергии, что будет предполагать его присутствие в ситуации и поддерживаться ею. Он должен «усоотвстствливать» причинные действия и кондициональные влияния, меняясь сам и меняя среду своей деятельности сизигийным для себя и среды образом ( греч. 8угу%ш~ парное сочетание, сопряжение, соответствие) как органической части мира, а не как его инородный артефакт»[67,С.58]. Такое видение постнеклассических практик позволяет в нашем диссертационном исследовании интерпретировать личностные диспозиции достоинства, биоэтическую практику достоинства, опыт сохранения (умаления) достоинства в условиях влияния современных технологий как постнеклассический тип практик. 1.1. Дискурсы достоинства. Дадим краткую характеристику представления о дискурсе, поскольку разные авторы вкладывают в это понятие разное содержание. Термин «дискурс» происходит от латинского «Шзештеге» -«обсуждение», «переговоры». Дискурс означает речевую ситуацию обмена высказываниями между собеседниками. В настоящее время существует множество «дефиниций» и целый ряд типологий дискурса. Общепринятое употребление соотноси дискурс с аргументированной коммуникацией. В 1 СЭИ субстрат, энергия, информация и •• 21 |