Проверяемый текст
Сафиуллина Р. Т., Кошеварова Э. Р. Оценка современных моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов в РФ // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №1 (21).
[стр. 186]

186 186генерирование инноваций и масштабных инвестиций затруднено.
Оптимальной стратегией экономического поведения субъектов малого бизнеса является обеспечение абсолютной лояльности к
бизнесу крупному – собственно, только это и может гарантировать сколь бы то ни было длительное выживание малых предприятий.
Не вполне эффективная институциональная трансформация, характерная для отечественной экономики, создает условия для крупного бизнеса, как правило аффилированного с органами государственной власти, для «выдавливания» малых предприятий из многих, потенциально рентабельных секторов экономики.
В
рамках же системного институционального кризиса малый бизнес, как правило, активно развивается в теневом или явно криминальном секторах экономики.
В частности, это имело место в Российской Федерации
в 1990 гг., когда представители малого бизнеса практически не платили налоги, активно использовали «скрытую» (незарегистрированную) занятость населения; их деятельность часто использовалась для обналичивания денежных средств и прочих теневых экономических операций.
Средний бизнес также играет важную роль в развитии экономики.
Предприятия среднего бизнеса, как правило, сконцентрированы в таких отраслях обрабатывающей промышленности,
как легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др., где нет необходимостисоздавать крупныекорпорации.
Предприятия среднего бизнеса по своей технологической структуре, как правило,
являются достаточно трудоемкими, соответственно внося существенный вклад в обеспечение занятости населения.
Для экономического поведения представителей среднего бизнеса ситуация институциональной трансформации первого типа также является оптимальной, позволяющей максимально полно внедрять в производство энергои трудосберегающие технологии, генерировать продуктовые и технологические инновации, инвестировать в расширение производственной деятельности.
[стр. 1]

153 ISSN 1993-047X.
«Актуальные проблемы экономики и права».
2012.
№ 1 Экономика и управление народным хозяйством УДК 334.7 Р.Т.
САФИУЛЛИНА, кандидат экономических наук, доцент, Э.Р.
КОШЕВАРОВА, кандидат экономических наук, доцент Альметьевский филиал Института экономики, управления и права (г.
Казань) ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В РФ В статье рассматриваются различные модели поведения фирм в условиях институциональной трансформации в России.
Оцениваются ключевые составляющие каждой модели и их характерность для различных видов бизнеса.
Исследуются возможности повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях.
Под категорией «модель» в экономической науке понимается некоторое упрощенное представление об объекте исследования, отражающее его основные свойства в контексте исследуемых проблем.
Соответственно, модель экономического поведения хозяйствующего субъекта представляет собой некую оптимальную схему его действия или бездействия, зависящую от параметров институциональной среды, от размера самого субъекта и прочих факторов, повышающих эффективность его деятельности.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что при любой институциональной трансформации в экономике меняется экономическое поведение хозяйствующих субъектов с целью улучшения своих позиций на рынке.
В научной литературе описано множество моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов, из которых наиболее интересными, на наш взгляд, являются модели институциональной трансформации и институциональной нестабильности, актуальные для российской практики.
Варианты моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов Российской Федерации приведены ниже.
Разумеется, основные черты моделей экономического поведения различных типов хозяйствующих субъектов, систематизированные в таблице, носят более общий характер.
Тем не менее они позволяют определить оптимальную стратегию деятельности хозяйствующего субъекта в зависимости от характера имеющей место в обществе и экономике институциональной трансформации.
Безусловно, для малого бизнеса идеальной является ситуация институциональной трансформации первого типа, связанная с наличием конкурентных механизмов и абсолютным верховенством закона.
К сожалению, перспективы построения такого рода институтов в Российской Федерации и отдельных ее регионах в обозримом будущем представляются довольно зыбкими.
Дело в том, что в России традиционно очень сильно влияние связей, личных отношений, так называемого «телефонного права» на экономические процессы и экономическое поведение субъектов хозяйствования.
При этом указанные надзаконные нормы и институты особенно сильны в восточных регионах Российской Федерации [1].
В этих условиях малому бизнесу остаются очень узкие сегменты экономической деятельности, такие, например, как частные парикмахерские, небольшие кафе, предприятия по ремонту и т.п.
В данных областях генерирование инноваций и масштабных инвестиций затруднено.
Оптимальной стратегией экономического поведения субъектов малого бизнеса является обеспечение абсолютной лояльности к
крупному бизнесу.
Собственно, только это и может гарантировать выживание малых предприятий.


[стр.,2]

154 ISSN 1993-047X.
«Актуальные проблемы экономики и права».
2012.
№ 1 Экономика и управление народным хозяйством Не вполне эффективная институциональная трансформация, характерная для отечественной экономики, создает условия для крупного бизнеса, как правило, аффилированного с органами государственной власти для «выдавливания» малых предприятий из многих, потенциально рентабельных секторов экономики.
В
качестве примера можно привести г.
Казань, где небольшие торговые предприятия (частные киоски, рыночные торговцы), испытывающие продолжительное административное давление, которое, вероятно, в определенной степени выгодно крупным супермаркетам и торговым сетям.
Последние же, как известно, в подавляющем большинстве случаев предлагают продукцию по ценам, порой весьма существенно превышающим цены торговых предприятий малого бизнеса.
В результате такого рода «поддержки» малых предприятий негативный эффект для общества совершенно очевиден [5].
В качестве другого примера можно привести последствия введения в Казани так называемой «новой транспортной схемы» с 1 июля 2007 г.
Одним из результатов модернизации пассажирских транспортных потоков в столице Республики Татарстан явилось «выдавливание» с данного рынка мелких предпринимателей, которым ранее принадлежало ограниченное количество пассажирских транспортных средств.
Исходя из того, что по официальной статистике на начало 2011 г.
в Казани насчитывалось 132 зарегистрированных автотранспортных агентства (большинство из них – крупные), можно сделать вывод, что на рынке пассажирских перевозок остаются только крупные предприятия [6].
В рамках же системного институционального кризиса малый бизнес, как правило, активно развивается в «теневом» или явно криминальном секторах экономики.
В частности, это имело место в Российской Федерации
и Республике Татарстан в 1990-е гг., когда представители малого бизнеса практически не платили налоги, активно используя «скрытую» (незарегистрированную) занятость населения.
Их деятельность часто
была связана с обналичиванием денежных средств и прочими теневыми экономическими операциями» [4].
Средний бизнес также играет важную роль в развитии экономики.
Предприятия среднего бизнеса, как правило, сконцентрированы в таких отраслях обрабатывающей промышленности,
где нет необходимости создавать крупные корОсновные модели экономического поведения хозяйствующих субъектов РФ* Виды бизнеса Институциональная трансформация первого типа Институциональная трансформация второго типа Полная институциональная нестабильность Малый бизнес Максимально полная реализация конкурентных преимуществ.
Высокая инвестиционная и инновационная активность.
Широкое распространение во всех секторах экономики Деятельность в узких сегментах рынка, не занятых крупными и средними хозяйствующими субъектами.
Небольшой временной горизонт экономического поведения Преимущественно теневое функционирование малых предприятий.
Низкий уровень налоговой дисциплины и инвестиционной активности хозяйственной деятельности Средний бизнес Основная цель поведения – оптимизация ограниченных производственных и финансовых ресурсов с целью максимизации конкурентных преимуществ Резервирование значительных сумм на оплату трансакционных издержек, необходимых для выживания и развития (поиск связей, оплату услуг чиновников и т.п.) Основная цель поведения – защита собственности на средства и результаты производства.
Постоянное изменение организационных форм и степени легальности деятельности Крупный бизнес Диверсификация деятельности с целью максимально полного генерирования конкурентных преимуществ.
Активное осуществление инвестиционной и инновационной деятельности.
Реализация различных форм интеграции и кооперации с малым и средним бизнесом Максимально полное использование монопольного положения.
Стратегии поглощения потенциально прибыльного среднего и малого бизнеса.
Сращивание частного и государственного капитала Большие затраты на защиту бизнеса.
Широкое использование теневых схем экономического поведения.
Лоббирование нужных решений в органах власти как основа выживания.
Вывод значительной части средств за пределы страны *Источник: составлено авторами.


[стр.,3]

155 ISSN 1993-047X.
«Актуальные проблемы экономики и права».
2012.
№ 1 Экономика и управление народным хозяйством порации: легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и т.п.
Предприятия среднего бизнеса по своей технологической структуре, как правило,
являясь достаточно трудоемкими, вносят существенный вклад в обеспечение занятости населения [5].
Для экономического поведения представителей среднего бизнеса ситуация институциональной трансформации первого типа также является оптимальной, позволяющей максимально полно внедрять в производство энергои трудосберегающие технологии, генерировать продуктовые и технологические инновации, инвестировать в расширение производственной деятельности.

В условиях институциональной трансформации второго типа резко возрастают трансакционные издержки представителей среднего бизнеса на обеспечение собственной безопасности, денежное стимулирование отдельных представителей государственной власти и судебной системы и т.д.
По нашему мнению, именно высокий уровень трансакционных издержек является основной причиной того, что большинство хозяйствующих субъектов среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Татарстан еще не достигли высокого уровня конкурентоспособности.
Для крупного бизнеса оптимальность той или иной формы институциональной трансформации, на наш взгляд, неоднозначна.
С одной стороны, многим крупным корпорациям выгодна институциональная трансформация второго типа, позволяющая им получать монопольный доступ к ограниченным экономическим ресурсам (природным богатствам, земле, капиталу, государственным бюджетным дотациям и субсидиям и т.п.), монопольно или олигопольно устанавливать выгодные цены на продукцию и услуги и т.п.
С другой стороны, в условиях институциональной трансформации второго типа положение даже очень крупных, в том числе государственных корпораций, не вполне устойчиво.
Очень многое в их экономическом поведении зависит от того, кто именно находится у власти в государстве или отдельном регионе.
В случае же смены властных элит крупные корпорации рискуют потерять те преимущества, которые они приобрели за счет использования административного ресурса, аффилированности с элитами и коррупции.
По этой же причине некоторые крупные корпорации не осуществляют долгосрочную инвестиционную и инновационную деятельность в необходимых объемах.
Соответственно в стратегической перспективе для крупных хозяйствующих субъектов выгодна ситуация институциональной трансформации первого типа, базирующаяся на верховенстве закона и стимулировании конкуренции во всех сферах экономической деятельности.
В этих условиях основные составляющие модели экономического поведения крупных хозяйствующих субъектов будут заключаться в следующем: 1. Нацеленность на диверсификацию, то есть качественное расширение видов экономической деятельности с целью минимизации производственных, коммерческих и инвестиционных рисков в случае негативных изменений внешней среды.
Многие крупные мировые корпорации активно занимаются диверсификацией производства, зачастую вкладывая капитал в технологически не связанные друг с другом производственные, торговые и финансовые направления деятельности.
В Российской Федерации процессы диверсификации деятельности крупных хозяйствующих субъектов также осуществляются, но несколько более медленными темпами.
2. Важнейшей составляющей экономического поведения хозяйствующих субъектов становятся инновации.
В условиях институциональной стабильности и динамичной конкуренции только инновации в долгосрочной перспективе, хотя и с существенным уровнем риска, могут обеспечить крупному бизнесу необходимые конкурентные преимущества.
3. Эффективное формирование и развитие хозяйственных норм и институтов стимулирует крупные хозяйствующие субъекты не стремиться к уничтожению малых предприятий, а искать формы сотрудничества с ними.
Такого рода сотрудничество, в частности, может принимать формы промышленной кооперации и интеграции и быть взаимовыгодным как для крупных, так и для малых хозяйствующих субъектов.
К примеру, в Республике Татарстан с 2006 г.
активно организуются и реализуются процессы формирования так называемых «промышленных

[Back]