Проверяемый текст
Сафиуллина Р. Т., Кошеварова Э. Р. Оценка современных моделей экономического поведения хозяйствующих субъектов в РФ // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №1 (21).
[стр. 187]

187 187В условиях институциональнойтрансформациивторого типа резко возрастают трансакционные издержки представителей среднего бизнеса на обеспечение собственной безопасности, денежное стимулирование отдельных представителей государственной власти и судебной системы и др.
По нашему мнению, именно высокий уровень трансакционных издержек является основнойпричинойтого, что большинство хозяйствующих субъектов среднего бизнеса в Российской Федерации
не достигли высокого уровня конкурентоспособности.
Для крупного бизнеса оптимальность той или иной формы институциональной трансформации, на наш взгляд, неоднозначна.
С одной стороны, многим крупным корпорациям выгодна институциональная трансформация второготипа, позволяющая им получать монопольныйдоступк ограниченным экономическим ресурсам (природным богатствам, земле, капиталу, государственным бюджетным дотациям и субсидиям и
др.), монопольно или олигопольно устанавливать выгодные цены на продукцию и услуги и др.
В хозяйственнойсфере современной России осуществляют деятельность предпринимательские сети всех типов.
Широко распространены сети мигрантов, что связано в первую очередь с распадом СССР и последовавшей вслед за этим волной мигрантов и вынужденных переселенцев из национальных республик бывшего союза.
У многих из них остались связи и устойчивые отношения в местах своего предыдущего жительства, что позволило вообще инициировать предпринимательскую деятельность, основанную на посредничестве.
Именно благодаря им были частично восстановлены разорванные хозяйственные связи между предприятиями бывших союзных республик.
Предпринимательские сети мигрантов современной России отличаются от аналогичных предпринимательских объединенийв других странах, прежде всего тем, что их финансовые потоки не направлены на поддержание своих близких на своей «предыдущей Родине».
Лишь незначительная часть финансовых потоков, циркулирующих в сети,
[стр. 3]

155 ISSN 1993-047X.
«Актуальные проблемы экономики и права».
2012.
№ 1 Экономика и управление народным хозяйством порации: легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и т.п.
Предприятия среднего бизнеса по своей технологической структуре, как правило, являясь достаточно трудоемкими, вносят существенный вклад в обеспечение занятости населения [5].
Для экономического поведения представителей среднего бизнеса ситуация институциональной трансформации первого типа также является оптимальной, позволяющей максимально полно внедрять в производство энергои трудосберегающие технологии, генерировать продуктовые и технологические инновации, инвестировать в расширение производственной деятельности.
В условиях институциональной трансформации второго типа резко возрастают трансакционные издержки представителей среднего бизнеса на обеспечение собственной безопасности, денежное стимулирование отдельных представителей государственной власти и судебной системы и т.д.
По нашему мнению, именно высокий уровень трансакционных издержек является основной причиной того, что большинство хозяйствующих субъектов среднего бизнеса в Российской Федерации
и Республике Татарстан еще не достигли высокого уровня конкурентоспособности.
Для крупного бизнеса оптимальность той или иной формы институциональной трансформации, на наш взгляд, неоднозначна.
С одной стороны, многим крупным корпорациям выгодна институциональная трансформация второго типа, позволяющая им получать монопольный доступ к ограниченным экономическим ресурсам (природным богатствам, земле, капиталу, государственным бюджетным дотациям и субсидиям и
т.п.), монопольно или олигопольно устанавливать выгодные цены на продукцию и услуги и т.п.
С другой стороны, в условиях институциональной трансформации второго типа положение даже очень крупных, в том числе государственных корпораций, не вполне устойчиво.
Очень многое в их экономическом поведении зависит от того, кто именно находится у власти в государстве или отдельном регионе.
В случае же смены властных элит крупные корпорации рискуют потерять те преимущества, которые они приобрели за счет использования административного ресурса, аффилированности с элитами и коррупции.
По этой же причине некоторые крупные корпорации не осуществляют долгосрочную инвестиционную и инновационную деятельность в необходимых объемах.
Соответственно в стратегической перспективе для крупных хозяйствующих субъектов выгодна ситуация институциональной трансформации первого типа, базирующаяся на верховенстве закона и стимулировании конкуренции во всех сферах экономической деятельности.
В этих условиях основные составляющие модели экономического поведения крупных хозяйствующих субъектов будут заключаться в следующем: 1. Нацеленность на диверсификацию, то есть качественное расширение видов экономической деятельности с целью минимизации производственных, коммерческих и инвестиционных рисков в случае негативных изменений внешней среды.
Многие крупные мировые корпорации активно занимаются диверсификацией производства, зачастую вкладывая капитал в технологически не связанные друг с другом производственные, торговые и финансовые направления деятельности.
В Российской Федерации процессы диверсификации деятельности крупных хозяйствующих субъектов также осуществляются, но несколько более медленными темпами.
2. Важнейшей составляющей экономического поведения хозяйствующих субъектов становятся инновации.
В условиях институциональной стабильности и динамичной конкуренции только инновации в долгосрочной перспективе, хотя и с существенным уровнем риска, могут обеспечить крупному бизнесу необходимые конкурентные преимущества.
3. Эффективное формирование и развитие хозяйственных норм и институтов стимулирует крупные хозяйствующие субъекты не стремиться к уничтожению малых предприятий, а искать формы сотрудничества с ними.
Такого рода сотрудничество, в частности, может принимать формы промышленной кооперации и интеграции и быть взаимовыгодным как для крупных, так и для малых хозяйствующих субъектов.
К примеру, в Республике Татарстан с 2006 г.
активно организуются и реализуются процессы формирования так называемых «промышленных

[Back]