Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 133]

ступлений могут совпадать и быть различными.
Так, авторы Комментария к Уголовному Кодексу
РФ1 1 0считают, что в качестве мотивов совершения незаконного лишения свободы могут выступать: месть, ревность, хулиганские побуждения, способствование совершению другого преступления, лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо служебных и общественных делах, срыв деловых переговоров.
Следует обратить внимание на отсутствие в указанном перечне корыстного мотива.

Однако при разграничении рассматриваемых преступлений особое внимание, на наш взгляд, следует уделить соответствию квалифицированных видов рассматриваемых составов преступлений.
Так, некоторые из квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков незаконного лишения свободы, предусмотренные ч.
2 и ч.

3 ст.
127 УК РФ, соответствуют квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам преступления, предусмотренного ч.
2.
и ч.

3 ст.
126 УК РФ.
Вместе с тем, в ст.
127 УК РФ не включены такие квалифицирующие признаки, как: «совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также за похищение человека и захват заложника»; «...либо с угрозой применения такого насилия».
Следующим отличительным признаком рассматриваемых составов является субъект преступления.
По общему положению, субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста.
В соответствии с ч.
2 ст.
20 УК РФ уголовная ответственность за похищение человека наступает с 14-летнего возраста, а за незаконное лишение свободы с 16-летнего возраста (ч.
1 ст.
20 УК РФ).
Вместе с тем, отграничить рассматриваемые преступления по субъекту нельзя.
Указанный критерий только устанавливает возраст привлечения к уголовной ответственности лица в рамках того состава преступления, которое совершил виновный.
Поэтому лицо, достигшее к моменту совершения преступления, предусмотренного ст.
126 УК РФ,
четырнадцатилетнего возраста, будет нести уголовную ответственность, а в случае совершения незаконного лишения свободы нет.
Таким образом, хотя рассматриваемые
преступ110 Комментарий к Уголовному кодексу РФ.
2-е изд., изм.
и доп.
/ Под общ.
ред.
Ю.И.
Скуратова и В.М.
Лебедева.
М.:
НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
С.
288.
133
[стр. 103]

Ё Е ° Ц 1890* т Ф : II<> М « ю з ! ™ [ » ] 1 ^ Ц И Г Н ^ Н с »! I н» * ~ I Щ свободы другое яйцо, но и другие признаки, входящие в объективную сторону похищения человека.
При этом мотивы и цели совершения указанных * преступлений могут совпадать и быть различными.
Так, авторы Комментария к Уголовному Кодексу
РФ93 считают, что в качестве мотивов совершения [ незаконного лишения свободы могут высту пать: месть, ревность, хулиганские I побуждения, способствование совершению другого преступления, лишение потерпевшего возможности участвовать в каких-либо служебных и общественных делах, срыв деловых переговоров.
При этом следует обратить внимание на отсутствие в указанном перечне корыстного мотива, что является, по нашему мнению, упущением законодателя при конструировании рассматриваемой нормы.
Поэтому особое внимание, на наш взгляд, следует уделить соответствию квалифицированных видов рассматриваемых составов преступлений.
Так, некоторые из квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков незаконного лишения свободы, предусмотренные ч.2 и ч.З
ст.
127 УК РФ, соответствуют квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам преступления, предусмотренного ч.2.
и ч.З
ст.
126 УК РФ.
Вместе с тем, отсутствие в ст.
127 УК РФ других квалифицирующих признаков, присущих составу похищения человека, является, по нашему мнению, не вполне оправданным, и Законодатель, не включая в ст.
127 УК РФ такие присущие ст.
126 УК РФ I квалифицирующие признаки, как: «совершенное из корыстных побуждений»: ! «совершенные лицом ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также за похищение человека и захват заложника»; «...либо с угрозой применения такого насилия», ставит правоприменителя в тупик.
1 Рассмотрим это предположение на следующем примере.
Как показывает анализ уголовных дел, возбужденных по ст.
127 УК РФ, в большинстве случаев основным I мотивом совершения указанного преступления, также как и похищения человека, является корысть.
Закономерно встает вопрос, как квалифицировать незаконное лишение свободы, совершенное из корыстных побуждений? Ст.
127 УК РФ не содержит такого квалифицированного вида преступления.
Однако квалифицировать такое действие по ч.1 ст.
127 УК РФ было бы неправомерным.
*} Комментарий к Уголовному кодексу РФ.
Издание 2-е, изм.
И доп.
Под обшей редакцией Ю.И.
Скуратова и В.М.
Лебедева.
-М.,
Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
С.288.
103

[стр.,104]

Ёв = Ц 189ЭД> I ♦ ГI \ ^ Л * Л г Л и 1 104 ' 198 ® ( ! й [ Л Л ^ а Ш 1 Най™ I 1 Н 1 поскольку за фактически схожие по УК РФ преступления предусмотрены разные размеры наказания.
Так.
максимальное наказание за незаконное лишение свободы но ч.1.
ст.127 УК РФ лишние свободы до двух лет, а максимальное наказание за похищение человека, совершенное из корыстных побуждений лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет.
То же самое касается и других вышеприведенных квалифицированных видов преступлений.
Единственным, на наш взгляд, условием, влияющим на степень общественной опасности и соответственно на размер наказания рассматриваемых преступлений, является тот факт, что похищение человека, в отличие от незаконного лишения свободы, является более дерзким преступлением в силу того, что включает в себя определенный ряд преступных действий.
Однако разброс в размерах санкций, установленных действующим уголовным законодательством за совершение таких преступных действий, слишком велик и требует корректировки.
Следующим отличительным признаком рассматриваемых составов является субъект преступления.
По общему положению, субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста.
В соответствии с ч.2 ст.20 УК РФ уголовная ответственность за похищение человека наступает с 14-летнего возраста, а за незаконное лишение свободы с 16-летнего возраста (ч.
1 ст.20 УК РФ).
Вместе с тем, отграничить рассматриваемые преступления по субъекту нельзя.
Указанный критерий только устанавливает возраст привлечения к уголовной ответственности лица в рамках того состава преступления, которое совершил виновный.
Поэтому лицо, достигшее к моменту совершения преступления, предусмотренного ст.
126 УК РФ,
чегырнадцатилетнего возраста, будет нести уголовную ответственность, а в случае совершения незаконного лишения свободы нет.
Таким образом, хотя рассматриваемые
преступления и предусматривают разный возраст привлечения лица к уголовной ответственности, однако как признак, позволяющий отграничить одно преступление от другого, он не учитывается.
Кроме того, согласно статистическим данным ГИЦ МВД России, рассматриваемые нами преступления совершаются лицами в возрасте от 23 лет и выше.
Причина тому, «сложность» в выполнении несовершеннолетними объективной стороны как похищения человека, так и незаконного лишения свободы.
Сюда можно отнести отсутствие материальных 104

[Back]