Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 146]

состава преступления, поскольку носят односторонний характер и не имеют имущественной основы.
Уже само понятие «торговля», данное законодателем в названии статьи, подразумевает обязательную возмездную передачу.

Покупатель, совершая сделку, должен осознавать, что имеет на получение несовершеннолетнего все «законные» основания (выплата денежного вознаграждения, передача имущества, выполнение работы и т.д.).
В противном случае
содеянное образует состав преступления, предусмотренного п.
«д» ч.
2 ст.
126 УК РФ
(похищение несовершеннолетнего).
Во-вторых, обязательным условием совершения преступления является передача и завладение несовершеннолетним в наличной форме (из рук в руки).

Указанные действия по своей сути составляют единое целое и внешне выражают незаконные сделки (форма сделки) по торговле несовершеннолетними.
В отличие от похищения человека, оконченным рассматриваемое преступление считается с момента передачи несовершеннолетнего другой стороне по сделке.
При этом согласие несовершеннолетнего на его продажу на квалификацию содеянного не влияет.

146
[стр. 131]

несовершеннолетнего.
Основное отграничение их друг от друга проводится по объективной стороне преступления.
Так, под торговлей несовершеннолетним понимается его купля-продажа либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им.
Таким образом, основным определяющим элементом выступает сделка, т.е.
волевой акт направленный на установление, изменение и прекращение правовых отношений.
При этом предметом рассматриваемого преступления является только лицо, не достигшее на момент продажи (передачи) восемнадцатилетнего возраста.
Объективная сторона данного преступления носит двоякий характер, как с точки зрения вида сделки, так и выполнения ее условий.
Во-первых, законодатель в ст.
152 УК РФ дает расширительное толкование нормы, указывая конкретно только один вид сделки куплю-продажу и не затрагивая остальные.
Таким образом, это может быть любой вид существующих сделок, применимых к данной ситуации и совершенных в форме передачи и завладения несовершеннолетним.
При этом она может быть осуществлена только на возмездной основе.
Поэтому, нельзя согласиться с мнением, что торговля несовершеннолетними может осуществляться в форме дарения106, а также в иных случаях безвозмездной передачи (передача ребенка родственникам).
Такие действия не образуют данного состава преступления, поскольку носят односторонний характер и не имеют имущественной основы.
Уже само понятие «торговля», данное законодателем в названии статьи, подразумевает обязательную возмездную передачу.

При этом, покупатель, совершая сделку, должен осознавать, что имеет на получение несовершеннолетнего все «законные» основания (выплата денежного вознаграждения, передача имущества, выполнение работы и т.д.).
В противном случае
изъятие несовершеннолетнего из микросоциальной среды, без выполнения своих обязательств по сделке и отсутствие согласия продавца, образует состав преступления, предусмотренного п.«д» ч.2 ст.
126 УК РФ.

Во-вторых, обязательным условием совершения преступления является передача и завладение несовершеннолетним в наличной форме (из рук в руки).

1 06См.
например: Комментарий к Уголовному кодексу РФ.
Под обшей редакцией Ю.И.
Скуратова и В.М.
Лебедева.
-М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
С.325.
131

[стр.,132]

Указанные действия по своей сути составляют единое целое и внешне выражают незаконные сделки (форма сделки) по торговле несовершеннолетними.
В отличие от похищения человека, оконченным рассматриваемое преступление считается с момента передачи несовершеннолетнего другой стороне по сделке.
При этом, согласие несовершеннолетнего на его продажу, на квалификацию содеянного не влияет
и в обязательном порядке влечет уголовную ответственность.
Одним из спорных моментов является отграничение ст.152 УК РФ от совершения похищения несовершеннолетнего из корыстных побуждений (за выкуп).
В этом случае также имеет место сделка между преступником и стороной, у которой изъят несовершеннолетний, как правило, родственником.
Одна сторона за вознаграждение передает, а другая принимает несовершеннолетнего.
Вместе с тем, основание совершения сделки возникает в силу предварительной преступной деятельности.
Речь идет об отсутствии «добровольного» согласия на сделку' со стороны лиц.
у которых изъят несовершеннолетний (принуждение к совершению сделки).
Поскольку ее действия не носят преступный характер и направлены на достижение положительного (законного) результата, требование о выплате вознаграждения за освобождение похищенного полностью подпадает под признаки преступления, предусмотренного ст.163 УК РФ, и дополнительной квалификации по ст.152 УК РФ не требуют.
Такая сделка носит односторонний незаконный характер.
В отличие от торговли несовершеннолетними объективная сторона похищения человека не включает в себя совершение каких-либо сделок.
Это насильственное действие, направленное на ограничение свободы и совершенное против воли потерпевшего.
Для признания в дейсгвиях лица состава похищения человека, помимо других признаков, необходимо установить, что захват и перемещение носят «незаконный» (в смысле отсутствия сделки), не обоснованный характер.
Это позволяет отграничить рассматриваемые преступления друг от друга.
Таким образом, еще одним из условий квалификации преступных действий по ст.152 УК РФ является обязательное совершение преступных действий с двух сторон по сделке, их взаимность и добровольность.
Поэтому, в тех случаях, когда продажа похищенных несовершеннолетних осуществляется не родственникам, а иным лицам (например, в рабство), действия преступников необходимо

[Back]