Проверяемый текст
Кирюхина, Людмила Николаевна; Вооруженное насилие как способ совершения преступления (Диссертация 1999)
[стр. 17]

действием, нарушившим телесную неприкосновенность потерпевшего.
К области насилия, по Уложению, относятся и обиды действием, но только те, которые причиняют боль и сопровождаются нарушением телесной неприкосновенности.
Остальные случаи обиды
подходят под ст.
530 (обида обхождением)»4.
Первый советский уголовный кодекс (УК РСФСР 1922 г.) в основном воспринял это концептуальное положение, также разделяя телесные
повреждения5 в собственном, тесном смысле слова, и насилие над личностью.
Выделялись следующие признаки, характеризующие насилие:
«...во-первых, причинение физической боли и, во-вторых, такое причинение боли, которое не расстроило здоровья человека, не сделало потерпевшего больным или калекой (удары, побои или иное насилие, например, драние за уши, таскание за косу)»6.
Таким образом, в УК 1922 г.
насилие отличалось от телесного повреждения тем, что оно не влекло за собой
расстройства здоровья.
Вместе с тем, в этом Уголовном кодексе впервые к насильственным преступлениям, традиционно включавшим в себя лишь телесные повреждения и насилие над личностью, были отнесены другие виды преступлений, непосредственно не посягающие на здоровье и на свободу личности, например, посягательства на работоспособность.
В последнем случае под насилием понималось такое воздействие на человека, которое, хотя и не делает этого человека больным, не расстраивает его здоровья и не причиняет ему физической боли, тем не менее подрывает его
работоспособность7.
Следует, однако, иметь в виду, что эта идея не отличалась особой новизной и оригинальностью, ибо возможность ее реализации активно обсуждалась комиссией под руководством Н.С.
Таганцева
4 Познышев С.В.
Особенная часть русского уголовного права.
Сравнительный очерк важнейших отделов Особенной Части старого и нового Уложений.

2-е изд.
М., 1909.
С.
104.
5 Согласно Правилам о составлении заключений о тяжести повреждений, утвержденных 27 января 1922 г.
Наркомздравом
и НКЮ РСФСР, телесное повреждение определялось как «нарушение анатомической целостности или физической функции тканей и органов человеческого тела, вызванное механическими, физическими, химическими, инфекционными факторами или психическими инсультами (средствами)».
6Познышев С.В.
Очерк основных качал науки уголовного права.
Особенная часть.
М., 1923.
С.
32.

7См.: Там же.
С.
44.
17
[стр. 16]

преград для воспрепятствования деятельности другого, например, удержание кого-либо в месте, где он быть не желает; месть; самоуправные действия и самовольное вторжение в чужое жилище.
Важной вехой в юридическом оформлении понятая насилия стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, явившееся по существу первым кодифицированным источником русского уголовного права.
Уложение в главе ХХШ выделило насилие из области телесных повреждений и наделило его статусом самостоятельного признака.
К телесным повреждениям оно относило все случаи причинения физических страданий, оставляющих известные изменения в физиологических отправлениях или анатомическом строении организма потерпевшего, в большей или меньшей степени расстраивающих здоровье (весьма тяжкие, тяжкие и легкие).
В соответствии со ст.475 этого акта под насилием понималось «...не расстраивающее здоровья умышленное причинение другому мимолетного физического страдания ударом или каким иным действием, нарушившим телесную неприкосновенность потерпевшего.
К области насилия, по Уложению, относятся и обиды действием, но только те, которые причиняют боль и сопровождаются нарушением телесной неприкосновенности.
Остальные случаи обиды
действием подходят под ст.530 (обида обхождением).»6 Первый советский уголовный кодекс (УК РСФСР 1922 г.) в основном воспринял это концептуальное положение, также разделяя телесные повреждения7 в собственном, тесном смысле слова, и насилие над личностью.
Выделялись следующие признаки, характеризующие насилие:
«...во6 Познышев С.В.
Особенная часть русского уголовного права.
Сравнительный очерк важнейших отделов Особенной Части старого и новогоУложений.

Изд-е 2-е.
М., 1909.
с.104.
7 Согласно Правилам о составлении заключений о тяжести повреждений утвержденных 27 января 1922г.
Нарком здравом
я НКЮ РСФСР, телесное повреждение определялось, как «нарушение анатомической целостности или физической функции тканей и органов человеческого тела, вызванное механическими, физическими, химическими, инфекционными факторами или психическими инсультами (средствами)».


[стр.,17]

первых, причинение физической боли и, во-вторых, такое причинение боли, которое не расстроило здоровья человека, не сделало потерпевшего больным или катекой (удары, побои или иное насилие, например, драяие за уши, таскание за косу).»8 Таким образом, в УК 1922 г.
насилие отличалось от телесного повреждения тем, что оно не влекло за собой
расстройство здоровья.
Вместе с тем в этом Уголовном кодексе впервые к насильственным преступлениям, традиционно включавшим в себя лишь телесные повреждения и насилие над личностью, были отнесены другие виды преступлений, непосредственно не посягающие на здоровье и на свободу личности, например, посягательства на работоспособность.
В последнем случае под насилием понималось такое воздействие на человека, которое, хотя и не делает этого человека больным, не расстраивает его здоровья и не причиняет ему физической боли, тем не менее подрывает его
работоспособность.9 Следует, однако, иметь в виду, что эта идея не отличалась особой новизной и оригинальностью, ибо возможность ее реализации активно обсуждалась комиссией под руководством Н.С.
Таганцева
при разработке Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
Согласно проекту Уложения, такого рода посягательства могли заключаться, «...во-первых, в действиях, которые, ослабляя человека, препятствовали развитию его работоспособности; во-вторых, в действиях, разрушающих работоспособность человека; в третьих, в действиях, ускоряющих наступление естественного упадка работоспособности вместе с возрастом, делающим человека инвалидом ранее срока.»10 Видный русский криминалист С.В.
Познышев справедливо критиковал такое деление, считая, что «отнесение к на8 Познышев С.В.
Очерк основных начал науки уголовного права.
Особенная часть.
М., 1923.
с.32.

9 См.: Там же.
с.44.
1 0 Уголовный кодекс РСФСР.
М., 1922.
ст.} 32.

[Back]