Проверяемый текст
Кирюхина, Людмила Николаевна; Вооруженное насилие как способ совершения преступления (Диссертация 1999)
[стр. 18]

при разработке Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
Согласно проекту Уложения, такого рода посягательства могли заключаться «...вопервых, в действиях, которые, ослабляя человека, препятствовали развитию его работоспособности; во-вторых, в действиях, разрушающих работоспособность человека; в третьих, в действиях, ускоряющих наступление естественного упадка работоспособности вместе с возрастом, делающим человека инвалидом ранее
срока»8.
Видный русский криминалист С.В.
Познышев справедливо критиковал такое деление, считая, что «отнесение к
насилию над личностью некоторых посягательств на работоспособность представляется неправильным с точки зрения основной классификации преступлений на телесные повреждения, в собственном смысле слова, и насилие»9.
Более широко рассматривал понятие «насилие» A.A.
Пионтковский, который подчеркивал, что «насильственное воздействие на личность состоит во всяком принуждении ее к действиям, противоречащим ее желаниям»1
0 .
Несмотря на столь широкую трактовку рассматриваемого понятия, оно, тем не менее, не охватывало случаи, когда насильственное воздействие выражалось в причинении физических или психических травм и не затрагивало непосредственно свободы волеизъявления потерпевших.
Современное российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за два самостоятельных, но взаимосвязанных вида насилия: физическое и психическое.
Эти разновидности насилия различаются не только по характеру и степени воздействия на потерпевшего, но и по интенсивности такого воздействия.

На наш взгляд, насилие присуще большинству умышленных преступлений.
По этому поводу И.Я.
Фойницкий писал: «По мнению римских юристов, все преступления учиняются или насилием, или обманом»".
Но при 8Уголовный кодекс РСФСР.
М., 1992.
Ст.
132.
9 Познышев С.В.
Очерк основных начал науки уголовного права.

Часть Особенная.
М., 1923.
С.
29.
10Пионтковский
A.A.
Преступления против личности.
М., 1938.
С.
38.
1
1Фойницкий И.Я.
Курс уголовного права.
Часть особенная.
СПб., 1890.
С.
89.
[стр. 17]

первых, причинение физической боли и, во-вторых, такое причинение боли, которое не расстроило здоровья человека, не сделало потерпевшего больным или катекой (удары, побои или иное насилие, например, драяие за уши, таскание за косу).»8 Таким образом, в УК 1922 г.
насилие отличалось от телесного повреждения тем, что оно не влекло за собой расстройство здоровья.
Вместе с тем в этом Уголовном кодексе впервые к насильственным преступлениям, традиционно включавшим в себя лишь телесные повреждения и насилие над личностью, были отнесены другие виды преступлений, непосредственно не посягающие на здоровье и на свободу личности, например, посягательства на работоспособность.
В последнем случае под насилием понималось такое воздействие на человека, которое, хотя и не делает этого человека больным, не расстраивает его здоровья и не причиняет ему физической боли, тем не менее подрывает его работоспособность.9 Следует, однако, иметь в виду, что эта идея не отличалась особой новизной и оригинальностью, ибо возможность ее реализации активно обсуждалась комиссией под руководством Н.С.
Таганцева при разработке Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
Согласно проекту Уложения, такого рода посягательства могли заключаться, «...во-первых, в действиях, которые, ослабляя человека, препятствовали развитию его работоспособности; во-вторых, в действиях, разрушающих работоспособность человека; в третьих, в действиях, ускоряющих наступление естественного упадка работоспособности вместе с возрастом, делающим человека инвалидом ранее
срока.»10 Видный русский криминалист С.В.
Познышев справедливо критиковал такое деление, считая, что «отнесение к
на8 Познышев С.В.
Очерк основных начал науки уголовного права.

Особенная часть.
М., 1923.
с.32.
9 См.: Там же.
с.44.
1 0 Уголовный кодекс РСФСР.
М., 1922.
ст.} 32.


[стр.,18]

силию над личностью некоторых посягательств на работоспособность представляется неправильным с точки зрения основной классификации преступлений на телесные повреждения, в собственном смысле слова, и насилие.»1 1 Более широко рассматривал понятие «насилие» A.A.
Пионтковский, который подчеркивал, что «насильственное воздействие на личность состоит во всяком принуждении ее к действиям, противоречащим ее желаниям»12.

Несмотря на столь широкую трактовку рассматриваемого понятия, оно тем не менее не охватывало случаи, когда насильственное воздействие выражалось в причинении физических или психических травм и не затрагивало непосредственно свободы волеизъявления потерпевших.
Современное российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за два самостоятельных, но взаимосвязанных вида насилия: физическое и психическое.
Эти разновидности насилия различаются не только по характеру и степени воздействия на потерпевшего, но и по интенсивности такого воздействия.

Физическое насилие выражается в противоправном и общественно опасном непосредственном воздействии виновного на организм человека: нанесении побоев, телесных повреждений, пытке, истязании различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов и веществ) и т.д.1 3 В результате такого насилия потерпевшему могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью различной степени тяжести.
В свою очередь, по интенсивности воздействия на личность физическое насилие дифференцируется в зависимости от тяжести причиняемого вреда: на насилие, 1 1 Познышсв С.В.
Очерк основных начал науки уголовного права, часть Особенная.
М., 1923.
с.29.
1
2 Пионтковский A.A.
Преступления против личности.
М., 1938.
с.38.
13
А.В.
Наумов включает в физическое насилие также химическое, биологическое, ядерное и иное воздействие на организм человека.
/ Наумов A.B.
Уголовно-правовое значение насилия.
В кн.
Насильственная преступность.
М., 1997.
с.50.

[Back]