Проверяемый текст
Кирюхина, Людмила Николаевна; Вооруженное насилие как способ совершения преступления (Диссертация 1999)
[стр. 24]

воздействие одного человека на другого и нарушает право граждан на личную неприкосновенность в физической и духовной сферах.
Особое значение при рассмотрении насильственного похищения человека приобретает применение при совершении этого преступления оружия или предметов, используемых в качестве оружия, которые уголовный закон относит к квалифицированной разновидности содеянного (п.«г» ч.
2 ст.
126 УК).
Вооруженное насилие при похищении человека в значительной мере обусловливается объектом посягательства и особенностями его структуры.
Благодаря оружию или иным предметам, используемым в качестве оружия (для причинения опасного вреда потерпевшему), существенно облегчается или даже становится единственно возможным
совершение этого преступления.
Иначе говоря, вооруженное насилие предполагает наличие определенной системы действий, включающей в себя не только последовательность осуществления принудительного воздействия на потерпевшего, но и соответствующий вид оружия.
В уголовно-правовых нормах эти особенности отражаются путем указания на конкретный вид оружия, применение которого позволяет виновному наиболее эффективно достичь преступной цели.
Исходя из принципа нормативности терминологии, законодатель указывает на применение в одних случаях «оружия» (например, насильственные действия в отношении начальника ст.
334 УК), в других «огнестрельного оружия» (терроризм ст.
205 УК), в третьих «оружия или предметов, используемых в качестве оружия»
(похищение человека ст.
126 и другие преступления), а в четвертых «оружия и специальных средств» (превышение должностных полномочий ст.
286 УК).
Характеризуя вооруженное насилие как способ
похищения человека необходимо выделить еще два чрезвычайно важных свойства, связанных с определением цели использования и роли оружия при осуществлении конкретного противоправного посягательства.
Функциональное назначение оружия при
похищении человека заключается в том, что оно должно применяться для выполнения тех целей, которые отражают сущность совершаемого преступления.
Следовательно, не всякое
пре24
[стр. 24]

м н.»™ п-о-и: 1ич ^ / » » ттт Найта ш 24 * альном сознании, объективные и субъективные факторы находят свое от ражение в применяемых преступником средствах и методах, а также в этапах осуществления преступных намерений.
Существенное влияние на выбор субъектом способа совершения преступления оказывают субъективные факторы и личные приоритеты, склонность к определенному виду деятельности, наличие соответствующих знаний и навыков в той или иной сфере.
Как показывает практика, преступник в первую очередь при посягательстве ориентируется на известные ему средства и методы воздействия на охраняемый объект и приспосабливает их для достижения поставленных целей.
Сфера жизнедеятельности играет в выборе способа совершения преступления двоякую роль: с одной стороны, может расширить, а с друI гойнапротив, значительно ограничить свободу действий виновного.
К примеру, содержащийся в местах лишения свободы осужденный, решившийся на вооруженный побег, отчетливо понимает, что он в значительной мере ограничен в возможности использовать необходимые орудия и приспособления для изготовления оружия, поскольку их целевое назначение может легко определить администрация учреждения.
Поэтому, приспосабливаясь к условиям жизнедеятельности, преступник зачастую прибегает к применению общедоступных средств и материалов (гвоздь, вилка, супинатор и т.п.), которые широко используются в повседневной жизни и обычно не вызывают особых подозрений в противоправной деятельности у окруI жающих.
Вооруженное насилие как способ совершения преступления в значительной мере обуславливается объектом посягательства и особенностя: ми его структуры.
Благодаря оружию или иным предметам, используемым в качестве оружия (для причинения опасного вреда потерпевшему), существенно облегчается или даже становится единственно возможным
соверг* шение некоторых преступлений (например, захват власти, бандитизм).


[стр.,25]

II»»* »11*11:1М И ® 25 ' 155 Ш т 1НЙЛЙ I Найта ш 25 Иначе говоря, вооруженное насилие как способ совершения преступлений, посягающих на отдельные группы общественных отношений, предполагает наличие определенной системы действий, включающей в себя не только последовательность осуществления принудительного воздействия на потерпевшего, но и соответствующий вид оружия.
В уголовноправовых нормах эти особенности отражаются путем указания на конкретный вид оружия, применение которого позволяет виновному наиболее эффективно достичь преступной цели.
Исходя из принципа нормативности терминологии, законодатель указывает на применение в одних случаях «оружия» (например, насильственные действия в отношении начальника ст.334 УК), в других «огнестрельного оружия» (терроризм ст.205 УК), в третьих «оружия илипредметов, используемых в качестве оружия»
(разбой ст.162 УК и другие составы), а в четвертых «оружия испециальных средств» (превышение должностных полномочий ст.286 УК).
Характеризуя вооруженное насилие как способ
совершения преступления, необходимо выделить еще два чрезвычайно важных свойства, связанных с определением цели использования и роли оружия при осуществлении конкретного противоправного посягательства.
Функциональное назначение оружия при
совершении преступления заключается в том, что оно должно применяться для выполнения тех целей, которые отражают сущность совершаемого преступления.
Следовательно, не всякое
преступное деяние, в котором фигурирует оружие, может рассматриваться как совершенное с применением оружия.
Если, например, виновный в процессе удержания другого человека использовал саблю как запорное устройство, препятствующее потерпевшему освободиться из заточения, это вовсе не дает основание квалифицировать содеянное как незаконное лишение свободы, совершенное с применением оружия.
С функциональным назначением тесно связана роль оружия при совершении действий, образующих состав соответствующего преступления.

[Back]