Проверяемый текст
Пучнин, Владимир Михайлович; Похищение человека : Криминологический аспект исследования (Диссертация 1999)
[стр. 57]

Четко прокладывают себе дорогу процессы маргинализации, что тесно связано с преступностью.
Деформация в социально-психологической сфере всегда сопровождается возрастающей динамикой нарушения норм права.
В связи с этим происходит изменение образа жизни, когда нормы права игнорируются членами общества.

Все более широкое значение получает десоциализация личности, потеря жизненных ориентиров, формирование асоциальных способов личностной мотивации.
Грань между преступным и неприступным в такой ситуации стирается полностью.
Наряду с этим деформация в социально-психологической сфере укрепляет представление о том, что деньги и ценности независимо от путей их приобретения обеспечивают человеку господство над законом.

Нетрудно представить, что наличие и рост эгоистических и индивидуалистических взглядов прямо поддерживает и усиливает корыстную и насильственную мотивацию поведения, приводит к корыстно-насильственным преступлениям,
тяжким преступлениям против личности, к числу которых относятся и изучаемые нами похищения человека.
Ситуация складывается таким образом, что корысти и насилию отдается приоритет и такое поведение в России является в настоящее время фактически и юридически доминирующим.
Преступлениям отдается приоритет среди всех других способов приобретения денег и ценностей.
Под знаком такой идеи
корыстно-насильственные преступления, в том числе и похищения человека, проходят «стадию развития» и преобразуются в организованную преступность, в которой корысть является становым хребтом.
При этом, как отмечается в литературе, фиксируется особая ценность преступлений, совершаемых профессионалами,
для развития корыстной мотивации в совершении преступлений.
Возникает ориентация на такие формы поведения, которые невозможны без преступлений.
Они распространяются и проникают во все сферы общественных отношений.

Отметим еще одно обстоятельство, которое имеет важное значение для формирования нравственной атмосферы и ценностных ориентаций в обществе.
Это роль и влияние средств массовой информации, литературы и искусства.

57
[стр. 135]

уже принадлежит новому времени.
Следовательно, появляется и особый тип личности со своими характерными признаками как низкая степень нравственности, отсутствие культуры, низкая степень ответственности за свои действия, вседозволенность и индивидуализм, выражающиеся в формах поведения, действиях и поступках подавляющего большинства членов общества.
Четко прокладывают себе дорогу процессы маргинализации, что тесно связано с преступностью13
8 .
Деформация в социально-психологической сфере всегда сопровождается возрастающей динамикой нарушения норм права139.
В связи с этим происходит изменение образа жизни, когда нормы права игнорируются членами общества.

По данным некоторых социологических обследований, с оправданием взяток согласны 37 % опрошенных граждан, более четверти оправдывают месть, столько же проституцию140.
Все более широкое значение получает десоциализация личности, потеря жизненных ориентиров, формирование асоциальных способов личностной мотивации141.
Грань между преступным и неприступным в такой ситуации стирается полностью.
Наряду с этим деформация в социально-психологической сфере укрепляет представление о том, что деньги и ценности независимо от путей их приобретения обеспечивают человеку господство над законом.

Об этом косвенно свидетельствуют, например, и данные, полученные Россий138 Садков Е.
В.
маргинальность и проблемы раннего предупреждения антиобщественного поведения // Сборник статей адъюнктов и соискателей.
М., 1994.
139 Кудрявцев В.
Н.
Механизм социальной деформации // Вопросы философии, 1979.
№ 11.
С.
7 8.
См.
также: Замошкин Ю.
А.
За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопросы философии, 1989.
№ 11.
1 4 0 Барановский Н.
А.
Социальные и личные детерминанты отклоняющегося поведения.
Минск, 1993.
С.
134.
1 4 1Динамика ценностей населения реформируемой России.
С.
167 168.


[стр.,136]

ским независимым институтом социальных и национальных проблем.
В иерархии ценностей у населения России в настоящее время на первом месте стоит «спокойная совесть и душевная гармония» (74,6 %), «возможность быть самому себе хозяином» (64,5 %); «быть яркой индивидуальностью» (47, 8 %); «главное в работе это сколько за нее платят» (36,3 %); «доступ к власти, возможность оказывать влияние на других» (15,1 %).
Общественные интересы и коллективные ценности в этой системе отсутствуют142.
Нетрудно представить, что наличие и рост эгоистических и индивидуалистических взглядов прямо поддерживает и усиливает корыстную и насильственную мотивацию поведения, приводит к корыстно-насильственным преступлениям,
к тяжким преступлениям против личности, к числу которых относятся и изучаемые нами похищения человека.
Ситуация складывается таким образом, что корысти и насилию отдается приоритет и такое поведение в России является в настоящее время фактически и юридически доминирующим.
Преступлениям отдается приоритет среди всех других способов приобретения денег и ценностей.
Под знаком такой идеи
корыстно-насильственного преступления, в том числе и похищения человека, проходят «стадию развития» и преобразуются в организованную преступность, в которой корысть является становым хребтом.
При этом, как отмечается в литературе, фиксируется особая ценность преступлений, совершаемых профессионалами,
их ценность для развития корыстной мотивации в совершении преступлений.
Возникает ориентация на такие формы поведения, которые невозможны без преступлений.
Они распространяются и проникают во все сферы общественных отношений.

1 4 2 Россия в зеркале реформ.
М., 1995.
С.
141.


[стр.,137]

Отметим еще одно обстоятельство, которое имеет важное значение для формирования нравственной атмосферы и ценностных ориентаций в обществе.
Это роль и влияние средств массовой информации, литературы и искусства.

Многие проявления в сфере «массовой культуры» содействуют углублению, расширению противоречий в социально-психологической сфере.
В
целом средства массовой информации внедряют в сознание и поведение людей терпимость, а то и привычку к насилию, аморализму.
Весьма характерна в этом плане демонстрация фильмов как в кино, так и по телевидению со сценами насилия, жестокости.
Как правило, один из узловых моментов сюжетов таких фильмов является именно похищение людей.
В связи с этим показ таких фильмов следует рассматривать как одну из специфических форм «криминального влияния» средств массовой информации на нравственное сознание общества.
Во многих случаях, как показывают различные исследования, сама «идея» о возможности совершения похищения человека возникает на почве просмотра большого количества боевиков, прочтения детективов как отечественных, так и зарубежных.
При этом способ и механизм похищения, средства конспирации и иные тактические и технологические особенности осуществления преступлений часто заимствуются или же переосмысливаются применительно к существующим условиям.
Не отстают от кино и телевидения в подаче негативного материала также литература и искусство.
* В этой связи хотелось бы кратко остановиться на роли церкви в формировании нравственно-духовной сферы общества.
Бесспорно, что религия оказывает определенное положительное влияние на состояние нравственности в обществе.
Однако, представляется, что в настоящее время ее антикриминогенное воз

[Back]