Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 80]

ниях Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита и Эпикура.
О свободе размышляли стоики (Марк Аврелий, Сенека) и другие мыслители.

Постепенно складывался круг проблем вокруг этого удивительного феномена человеческого существования.
В трактовке свободы обозначились исторический, философский, социальный
аспекты, а также духовное (идеологическое, нравственное) содержание.
Свобода человека оказалась теснейшим образом связанной с развитием производительных сил и социально-классовой структурой общества; с типом и формами государственного устройства (демократия, авторитарный режим,
тоталитаризм); с эволюцией взаимоотношений человека с природой; со становлением и развитием самой человеческой личности.
Свобода в кантианской трактовке означает способность человека зачинать,
исходя из самого себя, такое состояние, чья казуальность не подчиняется другому направлению.
Эта трактовка созвучна с мнением Аристотеля, который считал человека свободным, когда он сам по себе является своим
творением, но отнюдь не творением других.
Истоки веры в свободный от насилия мир отчетливо прослеживаются в религиозных канонах.
Так, в Евангелии от Иоанна говорится: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»69.
Христианское учение исходит из того, что, познав истину, человек чувствует себя свободным выбирать.
Но этого мало.
Зная истину и располагая свободой, чтобы «согласиться на нее, надо еще располагать силами, чтобы освободиться от всего, что есть во мне темного, а также для того, чтобы идти этим путем»70.
Как видно, трактовка свободы человека также выходит здесь за рамки лишь познавательной деятельности (познания, полученного от Бога).
Выполнение заповедей, данных Богом, делает человека свободным.

И.
Кант отмечал, что процесс развития человеческой свободы носит противоречивый характер, ему присущи антагонизмы.
Их корни, полагал он, «заложены в воинственной природе человека, в склонности к войне власть имущих и
69Евангелие от Иоанна.
С.
32.
70История религиозных течений.
Киев, 1978.
С.
430.
80
[стр. 29]

1 а а ц = ц leaw, j -о -н : <►! ^ ( g ^ j [ g j [ ^ j [ ^ j I Найтя J Ш I совершенного преступления в обществе формируется определенное мнение i относительно его общественной опасности, способов самозащиты и поведения как * преступников, так и потерпевших.
Иными словами, оказывается существенное влияние на имеющиеся и возникающие общественные отношения.
Однако совершение любого конкретного преступления всегда направлено на нарушение определенных интересов или, иными словами, на непосредственный объект.
Поэтому законодатель не зря провел градацию между объектами и в ч.
I.
ст.2 УК РФ определил перечень основных интересов, относящихся к общему объекту, так как «общий объект есть сумма охраняемых уголовным законом объектов»22.
О&ьект преступления, предусмотренного ст.126 УКРФ Непосредственным объектом рассматриваемого посягательства является «выбор человеком по своему усмотрению места пребывания»23 или более точно личная (физическая) свобода человека.
Такая точка зрения присуща большинству авторов, ранее проводивших исследования в этой области.
Однако полного, объемного рассмотрения этого понятия в литературе не наблюдается.
Что же понимается под физической свободой человека? На наш взгляд, прежде чем дать характеристику этому понятию, необходимо раскрыть содержание понятия ! свободы человека.
j* Понятие «свобода» известно давно еще до нового летоисчисления.
В ! Европе оно приобрело свой философский статус в учениях Сократа, Платона, i Аристотеля, Демокрита и Эпикура.
О свободе размышляли стоики (Марк Аврелий, Сенека) и другие мыслители
древности.
Постепенно складывался круг проблем вокруг этого удивительного феномена человеческого существования.
В трактовке свободы обозначились исторический, философский, социальный
(в том числе политический и экономический) аспекты, духовное (идеологическое, нравственное) содержание.
Свобода человека оказалась теснейшим образом связанной с развитием производительных сил и социально-классовой структурой общества; с типом и формами государственного устройства (демократия, авторитарный режим.

22 A.B.
Наумов.
Российское уголовное право.
Общая часть.
Курс лекций.
-М.: Издательство БЕК.
1996.
С.151.
” Бойко Н.В.
Ответственность яа незаконное лишение свободы по советскому уголовному праву: авторсф.
дис.
канд.
юрид.
наук.
Харьков.
1989.
С.19

[стр.,30]

И ! ° Ц ы т * ^ ф : ц < > 30 / 158 Найтя ш тоталитаризм); с эволюцией взаимоотношений человека е природой; со становлением и развитием самой человеческой личности.
Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной жизни, степень ее достижения главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития.
«Таким образом, основной вопрос времени сводится, по-видимому, к тому, возможен ли еще независимый человек, сам определяющий свою судьбу.
Под вопрос вообще поставлено, может ли человек быть свободным...»24.
Один из крупнейших философов-экзистснциалистов XX в.
Карл Ясперс (ФРГ) полагал, что существование есть самоутверждение свободной личности, но «может возникнуть мысль, что вся история человека лишь тщетная попытка быть свободным»25 .
В таком случае история оказалась бы не более чем сущим, но терпящим крушение мгновением между природным и техническим существованием человека.
Термин «свобода» в его социальном значении получил широчайшее распространение в общественной жизни, политике и политологии, в юриспруденции, конституциях и других нормативных актах, в искусстве, публицистике и художественной литературе.
Свободный человек, свободная воля, свободный выбор, права и свободы гражданина, свободный труд, свободная мысль, свободная любовь...
Рассмотрение свободы человека древняя традиция, ее истоки отчетливо представлены, например, в христианстве.
Так, в Евангелии от Иоанна говорится: «И познаете истину', и истина сделает вас свободными»'6.
Христианское учение исходит из того, что, познав истину, человек чувствует себя свободным выбирать.
Но этого мало.
Зная истину и располагая свободой, чтобы «согласиться на нее, надо еще располагать силами, чтобы освободиться от всего, что есть во мне темного, а также для того, чтобы идти этим путем»''' .
Как видно, трактовка свободы человека также выходит здесь за рамки лишь познавательной деятельности (познания, полученного от Бога).
Выполнение заповедей, данных Богом, делает человека свободным.

2 4 Ясперс Карл.
Смысл и значение истории.
М..
1991.
С.417 25 Там же.
С.418 26 Иоанн 8:32 2 7 История религии.
Репринтное воспроизведение издания 1909 года.
М., 1991, С.128 30

[стр.,33]

1 в а ц = ц is9 ’ Ф : п < > 33 1198 ® l® j [ g J l ^ J l ^ J Найтя J Щ Помимо божественного истолкования свободы у Бердяева она имеет непосредственно личностное измерение.
Возвышая свободную личность, он видит * в ней категорию духа, а не природы.
Не личноегь составляет часть общества, а общество и даже космос часть и сторона личности33.
Философ считал личность более высокой ценностью, чем нацию, общество и государство.
Последние стремятся подчинить себе личность, низвести ее до своего орудия, поэтому человек имеет не только право, но и обязан защищать от них свою духовную свободу '4.
Глубоко исследовал проблему свободы человека и крупный отечественный мыслитель Ильин И.А.
Прежде всего он ставит теоретико-методологические вопросы: «Что значит «свободен»? Какая свобода имеется здесь в виду? Свобода I от чего и ради чего?»"'5 .
И.А.
Ильин различает внешнюю свободу личности и ее внутреннее освобождение: соотносит свободу, любовь и веру в Бога; пишет о человеческих страстях и достижении свободы в управлении ими; исследует политическую свободу как разновидность внешней свободы.
Он выступает прочив бездуховности, считает, что духовная свобода и религиозная самостоятельность людей не только не исключают воспитания и преподавания, а напротив, предполагают их.
Обратившись против духа, свобода перестает быть таковой и i j * становится произволом и всенопранисм.
Достижение свободы через постижение истины занимало ум и такого j выдающегося философа как И.
Кант, предшественника Гегеля.
Свобода в кантианской трактовке означает способность человека зачинать,
; исходя из самого себя, такое состояние, чья казуальность не подчиняется другому направлению.
Эта трактовка созвучна с мнением Аристотеля, который считал человека свободным, когда он сам по себе является своим
вершением, но отнюдь не вершением других.
И.
Кант отмечал, что процесс развития человеческой свободы носит противоречивый характер, ему присущи антагонизмы.
Их корни, полагал он, «заложены в воинственной природе человека, в склонности к войне власть имущих и
в наличии множества государств, каждое из которых хочет прочного мира лишь 33 Бердяев H.A.
Проблема человека.
Париж.
Путь.
1934.
Л»50.
С.12.
35 Бердяев Н А.
Я и мир объектов.
Париж, 1934.
С.
162.

[Back]