Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 81]

в наличии множества государств, каждое из которых хочет прочного мира лишь > завладев по возможности всем миром»71.
Следовательно, достижение свободы затруднено ввиду несовершенства человека и созданных им общества и государства.
Это была философская констатация реальностей эпохи И.
Канта.
Но он предвидел будущее, когда действие объективной исторической закономерности неизбежно приведет к созданию на мирных началах союза народов, мировой конфедерации правовых республиканских государств, к установлению вечного мира.
Тем самым станет возможным и достижение свободы, свободного
самооп► ределения воли нравственным законом, свободного выбора в государстве, которое «само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы»72.
Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной жизни, степень ее достижения главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития.
«Таким образом, основной вопрос времени сводится, по-видимому, к тому, возможен ли еще независимый человек, сам определяющий свою судьбу.
Под вопрос вообще поставлено, может ли человек быть
свободным...»7 3 .
Известный философ XX в.
К.
Ясперс полагал, что существование есть самоутверждение свободной личности, но «может возникнуть мысль, что вся история • человека лишь тщетная попытка быть свободным...»74.
В таком случае история оказалась бы не более чем сущим, но терпящим крушение мгновением между природным и техническим существованием человека.
Термин «свобода» в его социальном значении получил широчайшее распространение в общественной жизни, политике и политологии, в юриспруденции, конституциях и других нормативных актах, в искусстве, публицистике и художественной литературе.
Свободный человек, свободная воля, свободный выбор,
81 • 71 Кант И.
Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.
6.
С.
28.
72Там же.
Т.
4 (2).
С.
239 73Философские труды.
Смысл и значение истории.
М., 1994.
С.
87.
74Там же.
С.
418.
[стр. 30]

И ! ° Ц ы т * ^ ф : ц < > 30 / 158 Найтя ш тоталитаризм); с эволюцией взаимоотношений человека е природой; со становлением и развитием самой человеческой личности.
Проблема свободы человека в наши дни находится в центре политической и духовной жизни, степень ее достижения главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития.
«Таким образом, основной вопрос времени сводится, по-видимому, к тому, возможен ли еще независимый человек, сам определяющий свою судьбу.
Под вопрос вообще поставлено, может ли человек быть
свободным...»24.
Один из крупнейших философов-экзистснциалистов XX в.
Карл Ясперс (ФРГ) полагал, что существование есть самоутверждение свободной личности, но «может возникнуть мысль, что вся история человека лишь тщетная попытка быть свободным»25 .
В таком случае история оказалась бы не более чем сущим, но терпящим крушение мгновением между природным и техническим существованием человека.
Термин «свобода» в его социальном значении получил широчайшее распространение в общественной жизни, политике и политологии, в юриспруденции, конституциях и других нормативных актах, в искусстве, публицистике и художественной литературе.
Свободный человек, свободная воля, свободный выбор,
права и свободы гражданина, свободный труд, свободная мысль, свободная любовь...
Рассмотрение свободы человека древняя традиция, ее истоки отчетливо представлены, например, в христианстве.
Так, в Евангелии от Иоанна говорится: «И познаете истину', и истина сделает вас свободными»'6.
Христианское учение исходит из того, что, познав истину, человек чувствует себя свободным выбирать.
Но этого мало.
Зная истину и располагая свободой, чтобы «согласиться на нее, надо еще располагать силами, чтобы освободиться от всего, что есть во мне темного, а также для того, чтобы идти этим путем»''' .
Как видно, трактовка свободы человека также выходит здесь за рамки лишь познавательной деятельности (познания, полученного от Бога).
Выполнение заповедей, данных Богом, делает человека свободным.
2 4 Ясперс Карл.
Смысл и значение истории.
М..
1991.
С.417 25 Там же.
С.418 26 Иоанн 8:32 2 7 История религии.
Репринтное воспроизведение издания 1909 года.
М., 1991, С.128 30

[стр.,34]

ц а ц и »»о* ч фц:ц<> 34 1198 ш г л ^ ш Найтя Ш завладев по возможности всем миром»'’6.
Следовательно, достижение свободы затруднено ввиду несовершенства человека и созданных им общества и государства.
Это была философская констатация реальностей эпохи И.
Канта.
Но он предвидел будущее, когда действие объективной исторической закономерности неизбежно приведет к созданию на мирных началах союза народов, мировой конфедерации правовых республиканских государств, к установлению вечного мира.
Тем самым станет возможным и достижение свободы, свободного
самоопределения воли нравственным законом, свободного выбора в государстве, которое «само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы»37.
Отмеченные Кантом трудности и проблемы человеческой свободы показывают, что она недостижима вне и помимо развития ее субъектов и объектов, субъект-объектных отношений.
Внешне она детерминирована разнообразными условиями: как природными, так и социально-экономическими.
Их, конечно, следует рассматривать в историческом контексте и применительно к конкретным регионам, странам, где проживают люди.
С учетом, к примеру, географических условий (предпосылок) человеку в суровых климатических условиях Заполярья труднее реализовать свое свободное волеизъявление во многих сферах, чем жителю территорий с благоприятным климатом.
Что касается социально-экономических условий, то в отсталых с транах, где нормой жизни стали бедность и произвол властей, на путях достижения свободы у человека, естественно, неизмеримо больше препятствий, чем в развитых и демократических странах.
Свобода в нищете и рабстве антипод подлинной свободы, достижение которой возможно лишь на путях модернизации всего комплекса объективных условий жизни людей.
Субъектом свободы выступают: общесоциальный субъект (человечество); народы, нации, классы, другие социальные общности; личности.
Свобода для них имеет общие критерии и признаки, а также многие своеобразные черты, особенности.
У личности субъективной основой детерминации свободы принято 35 Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М..
1993.
С.
165.
36Кант И.
Соч.: в"б т.
М..
1965.
Т.6.
С.28.
37Кант И.
Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.4(2).
С.239 34 Ш

[Back]