Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 82]

права и свободы гражданина, свободный труд, свободная мысль, свободная любовь.
Классики марксизма указывали на три исторических этапа или ступени возвышения человеческих отношений, человеческой свободы.
К ним
относили «отношения личной зависимости», «личную независимость, основанную на вещной зависимости», и «свободную индивидуальность»75.
Личная зависимость (несвобода) человека длилась сотни тысяч лет: вначале в условиях первобытного общества, когда он был покорен природой и родовым строем; затем человек попал в зависимость экономическую и социально-политическую от новых господрабовладельцев и феодалов.
Второй крупный этап «шествия к свободе»
у К.
Маркса связан с прогрессом в производительной силе труда, а, следовательно, и со значительным увеличением массы изготавливаемых товаров, ростом рынка, который становится международным.
Сама рабочая сила, или способность к труду, приобретает свободный независимый характер, но в рамках вещных отношений, диктуемых собственниками средств производства.

Экономической свободе (независимости от конкретного лица работодателя) соответствовала политическая система общества, в центре которой находилось буржуазное государство,
которое порывает с вековыми традициями личной несвободы индивида, добиваясь утверждения нового права, «согласования свободы каждого со свободой всех ...
по общему
закону»7 6 , когда равная мера применяется к разным людям.
Многие ученые считали, что свобода имеет онтологические основания, коренится в бытийной стороне жизни человека.
Само бытие мыслилось ими не данным или наличным в законченной форме, а «содержащим в себе момент становления, оно есть потенциальность.
Если в бытии есть становление, то бытие есть нечто большее и иное, чем все, что уже наличествует в готовом виде, а
7 5 М аркс К.
и Энгельс Ф.
Соч.
Т.
46.
Ч.
1.
С.

100-101.
76Там же.
С.
106.
82
[стр. 31]

1 а а ц = ц l e a w , j -о-н : i l < ► ! 31 / « e ( g ^ j [ g j [ ^ j [ ^ j Найтя J Щ К.
Маркс указывал на три исторических этапа или ступени возвышения человеческих отношений, человеческой свободы.
К ним
он относил «отношения личной зависимости», «личную независимость, основанную на вещной зависимости», и «свободную индивидуальность»28.
Личная зависимость (несвобода) человека длилась сотни тысяч лет: вначале в условиях первобытного общества, когда он был покорен природой и родовым строем: затем человек попал в зависимость экономическую и социально-политическую от новых господрабовладельцев и феодалов.
Второй крупный этап «шествия к свободе»
связан с прогрессом в производительной силе труда, а следовательно, и со значительным увеличением массы изготавливаемых товаров, ростом рынка, который становится международным.
Сама рабочая сила, или способность к труду, приобретает свободный независимый характер, но в рамках вещных отношений, диктуемых собственниками средств производства.

Данным экономическим реалиям, экономической свободе (независимости от конкретного лица работодателя) соответствовала политическая система общества, в центре которой находилось буржуазное государство.
Выйдя из лона феодального абсолютизма, оно порывает с его вековыми традициями личной несвободы индивида, добиваясь утверждения нового права, «согласования свободы каждого со свободой всех .
.
.
по общему
закону»29, когда равная мера применяется к разным людям.
Личная политико-юридическая независимость человека при сохранении материальной, вещной зависимости от других людей, закрепленной в законах государства, представляет собой гигантский шаг вперед к «подлинной свободе».
Но это еще не «подлинная свобода человека».
Ни капитализм, ни социализм, представляя собой две различные формы (разновидности) одной и той же индустриальной цивилизации, уже в силу относительной ограниченности своих базовых экономических, технико-индустриальных и политико-идеологических структур неспособны преодолеть дуализм духовного и вещного, асимметрию в развитии человеческой свободы.
28 Маркс К.
и Энгельс Ф.
Соч.
Т.
46 ч.1.
С.

100-10! 29Кант И.
Трактаты и письма.
М.,1980.С.
296.


[стр.,32]

1 а а ц = ц leaw , j -о -н : il<►! 32 / « > ( g ^ [ g j [ ^ j [ ^ j Найтя J Щ Оригина1 ьны взгляды С.Л.
Франка на свободу.
Он считал, что свобода имеет онтологические основания, коренится в бытийной стороне жизни человека.
* Само бытие мыслилось им не данным или наличным в законченной форме, а «содержащим в себе момент становления, оно есть потенциальность ...
Если в бытии есть становление, то бытие есть нечто большее и иное, чем все, что уже наличествует в готовом виде, а
именно оно есть то, что еще будет или может быть»30.
Другими словами, «первичная свобода» тождество потенциальности и бытия, которое не только есть, но и делается, как бы творит самое себя; оно растет изменяется, формируется ...
именно это мы и называем свободой»'’1.
Тем самым в бытии содержится возможность выбора, альтернативность, и в этом общем смысле оно совпадает со свободой.
Точнее, быгие как целое может быть понято только как «единство рациональности и иррациональности, т.е.
необходимости и свободы»'2.
В движении к свободе человек постигает смысл жизни, который таится не вовне, а внутри нас.
Погружаясь в глубины собственного бытия, свободный человек с помощью веры и напряженных волевых усилий выращивает в себе добро и правду, совершенствуя тем самым свою человеческую природу.
Особое внимание уделял проблеме свободы человека выдающийся русский ♦ философ H.A.
Бердяев.
В своем учении о свободе Бердяев различает три ее вида: первичную иррациональную свободу, или произвол; разумную (рациональную) свободу; свободу, проникнутую любовью к Богу.
Иррациональная свобода человека коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир, она предшествует Ногу и миру, добру и злу.
Когда у человека верх берет гордыня духа, он ставит себя на место Бога, вследствие чего происходит распад и вместо свободы возникает рабство.
Разумная свобода, если веде! к принудительной добродетели, также порождает рабство.
Свободу человек обретает благодаря тому, что Бог нисходит в бездну, в глубину свободы, изкоторой рождается не только зло.
но и добро.
Приведенные выше положения показывают, что Бердяев рассматривал свободу исключительно в теологическом плане.
30 Франк С.Л.
Сочинения.
М..
1990.
С.247.
3 1 Там же.
С.254.
32 Там же.
С.254.

[Back]