Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 83]

именно оно есть то, что еще будет или может быть»77.
«Первичная свобода» тождество потенциальности и бытия, которое не только есть, но и делается, как бы творит самое себя; оно растет, изменяется, формируется ...
именно это мы и называем
свободой»78.
Тем самым в бытии содержится возможность выбора, альтернативность, и в этом общем смысле оно совпадает со свободой.
Точнее,
бытие как целое может быть понято только как «единство рациональности и иррациональности, т.е.
необходимости и
свободы»7 9 .
«В движении к свободе человек постигает смысл жизни, который таится не вовне, а внутри нас.
Погружаясь в глубины собственного бытия, свободный человек с помощью веры и напряженных волевых усилий выращивает в себе добро и правду, совершенствуя тем самым свою человеческую природу»,
писал И.
Кант80.
Выдающийся русский философ Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, или произвол; разумную (рациональную) свободу; свободу, проникнутую любовью к Богу.
Иррациональная свобода человека коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир, она предшествует
Богу и миру, добру и злу.
Когда у человека верх берет гордыня духа, он ставит себя на место Бога, вследствие чего происходит распад и вместо свободы возникает рабство.
Разумная свобода, если
ведет к принудительной добродетели, также порождает рабство.
Свободу человек обретает благодаря тому, что Бог нисходит в бездну, в глубину свободы, из которой рождается не только зло, но и добро.
Приведенные выше положения показывают, что Бердяев рассматривал свободу исключительно в теологическом плане.

Помимо божественного истолкования свободы у Бердяева она имеет непосредственно личностное измерение.
Возвышая свободную личность, он видит в ней категорию духа, а не природы.
«Не
личность составляет часть общества, а общество и даже космос часть и сторона личности»81.
«Что значит «свободен»? Какая свобода имеется здесь в виду? Свобода
от чего и ради чего?» Философ Философские труды.
Смысл и значение истории.
М., 1994.
С.
100.
78Там же.
79Там же.
С.
254.
80Там же.
С.
255.
83
[стр. 32]

1 а а ц = ц leaw , j -о -н : il<►! 32 / « > ( g ^ [ g j [ ^ j [ ^ j Найтя J Щ Оригина1 ьны взгляды С.Л.
Франка на свободу.
Он считал, что свобода имеет онтологические основания, коренится в бытийной стороне жизни человека.
* Само бытие мыслилось им не данным или наличным в законченной форме, а «содержащим в себе момент становления, оно есть потенциальность ...
Если в бытии есть становление, то бытие есть нечто большее и иное, чем все, что уже наличествует в готовом виде, а именно оно есть то, что еще будет или может быть»30.
Другими словами, «первичная свобода» тождество потенциальности и бытия, которое не только есть, но и делается, как бы творит самое себя; оно растет изменяется, формируется ...
именно это мы и называем
свободой»'’1.
Тем самым в бытии содержится возможность выбора, альтернативность, и в этом общем смысле оно совпадает со свободой.
Точнее,
быгие как целое может быть понято только как «единство рациональности и иррациональности, т.е.
необходимости и
свободы»'2.
В движении к свободе человек постигает смысл жизни, который таится не вовне, а внутри нас.
Погружаясь в глубины собственного бытия, свободный человек с помощью веры и напряженных волевых усилий выращивает в себе добро и правду, совершенствуя тем самым свою человеческую природу.

Особое внимание уделял проблеме свободы человека выдающийся русский ♦ философ H.A.
Бердяев.
В своем учении о свободе Бердяев различает три ее вида: первичную иррациональную свободу, или произвол; разумную (рациональную) свободу; свободу, проникнутую любовью к Богу.
Иррациональная свобода человека коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир, она предшествует
Ногу и миру, добру и злу.
Когда у человека верх берет гордыня духа, он ставит себя на место Бога, вследствие чего происходит распад и вместо свободы возникает рабство.
Разумная свобода, если
веде! к принудительной добродетели, также порождает рабство.
Свободу человек обретает благодаря тому, что Бог нисходит в бездну, в глубину свободы, изкоторой рождается не только зло.
но и добро.
Приведенные выше положения показывают, что Бердяев рассматривал свободу исключительно в теологическом плане.

30 Франк С.Л.
Сочинения.
М..
1990.
С.247.
3 1 Там же.
С.254.
32 Там же.
С.254.


[стр.,33]

1 в а ц = ц is9 ’ Ф : п < > 33 1198 ® l® j [ g J l ^ J l ^ J Найтя J Щ Помимо божественного истолкования свободы у Бердяева она имеет непосредственно личностное измерение.
Возвышая свободную личность, он видит * в ней категорию духа, а не природы.
Не
личноегь составляет часть общества, а общество и даже космос часть и сторона личности33.
Философ считал личность более высокой ценностью, чем нацию, общество и государство.
Последние стремятся подчинить себе личность, низвести ее до своего орудия, поэтому человек имеет не только право, но и обязан защищать от них свою духовную свободу '4.
Глубоко исследовал проблему свободы человека и крупный отечественный мыслитель Ильин И.А.
Прежде всего он ставит теоретико-методологические вопросы: «Что значит «свободен»? Какая свобода имеется здесь в виду? Свобода I от чего и ради чего?»"'5 .
И.А.
Ильин различает внешнюю свободу личности и ее внутреннее освобождение: соотносит свободу, любовь и веру в Бога; пишет о человеческих страстях и достижении свободы в управлении ими; исследует политическую свободу как разновидность внешней свободы.
Он выступает прочив бездуховности, считает, что духовная свобода и религиозная самостоятельность людей не только не исключают воспитания и преподавания, а напротив, предполагают их.
Обратившись против духа, свобода перестает быть таковой и i j * становится произволом и всенопранисм.
Достижение свободы через постижение истины занимало ум и такого j выдающегося философа как И.
Кант, предшественника Гегеля.
Свобода в кантианской трактовке означает способность человека зачинать, ; исходя из самого себя, такое состояние, чья казуальность не подчиняется другому направлению.
Эта трактовка созвучна с мнением Аристотеля, который считал человека свободным, когда он сам по себе является своим вершением, но отнюдь не вершением других.
И.
Кант отмечал, что процесс развития человеческой свободы носит противоречивый характер, ему присущи антагонизмы.
Их корни, полагал он, «заложены в воинственной природе человека, в склонности к войне власть имущих и в наличии множества государств, каждое из которых хочет прочного мира лишь 33 Бердяев H.A.
Проблема человека.
Париж.
Путь.
1934.
Л»50.
С.12.
35 Бердяев Н А.
Я и мир объектов.
Париж, 1934.
С.
162.

[Back]