Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 84]

считал личность более высокой ценностью, чем нацию, общество и государство.
I Последние стремятся подчинить себе личность, низвести ее до своего орудия, поэтому человек имеет не только право, но и обязан защищать от них свою духовную свободу82.
Он различает внешнюю свободу личности и ее внутреннее освобождение; соотносит свободу, любовь и веру в Бога; пишет о человеческих страстях и достижении свободы в управлении ими; исследует политическую свободу как разновидность внешней свободы.
Он выступает
против бездуховности, считает, что духовная свобода и религиозная самостоятельность людей не только не исключают воспитания и преподавания, а напротив, предполагают их.
Обратившись
► против духа, свобода перестает быть таковой и становится произволом.
Внешне свобода детерминирована разнообразными условиями: как природными, так и социально-экономическими.
Их, конечно, следует рассматривать в историческом контексте и применительно к конкретным регионам, странам, где проживают люди.
С учетом, к примеру, географических условий (предпосылок) человеку в суровых климатических условиях Заполярья труднее реализовать свое свободное волеизъявление во многих сферах, чем жителю территорий с благоприятным климатом.
Что касается социально-экономических условий, то в отсталых странах, где нормой жизни стали бедность и произвол властей, на путях достижения свободы * у человека, естественно, неизмеримо больше препятствий, чем в развитых и демократических странах.
Свобода в нищете и рабстве антипод подлинной свободы, достижение которой возможно лишь на путях модернизации всего комплекса объективных условий жизни людей.
Субъектом свободы выступают: общесоциальный субъект (человечество); народы, нации, классы, другие социальные общности; личности.
Свобода для них имеет общие критерии и признаки, а также многие своеобразные черты, особенности.
У личности субъективной основой детерминации свободы принято
считать весь ее внутренний, духовный мир, а конкретными детерминантами 8 1 Бердяев H.A.
Проблема человека.
Париж Н Путь.
1934.
№50.
С.
12.
82 Бердяев H.A.
Я и мир объектов.
Париж // Путь.
№ 51.1934.
С.
162.
84
[стр. 33]

1 в а ц = ц is9 ’ Ф : п < > 33 1198 ® l® j [ g J l ^ J l ^ J Найтя J Щ Помимо божественного истолкования свободы у Бердяева она имеет непосредственно личностное измерение.
Возвышая свободную личность, он видит * в ней категорию духа, а не природы.
Не личноегь составляет часть общества, а общество и даже космос часть и сторона личности33.
Философ считал личность более высокой ценностью, чем нацию, общество и государство.
Последние стремятся подчинить себе личность, низвести ее до своего орудия, поэтому человек имеет не только право, но и обязан защищать от них свою духовную свободу
'4.
Глубоко исследовал проблему свободы человека и крупный отечественный мыслитель Ильин И.А.
Прежде всего он ставит теоретико-методологические вопросы: «Что значит «свободен»? Какая свобода имеется здесь в виду? Свобода I от чего и ради чего?»"'5 .
И.А.
Ильин различает внешнюю свободу личности и ее внутреннее освобождение: соотносит свободу, любовь и веру в Бога; пишет о человеческих страстях и достижении свободы в управлении ими; исследует политическую свободу как разновидность внешней свободы.
Он выступает
прочив бездуховности, считает, что духовная свобода и религиозная самостоятельность людей не только не исключают воспитания и преподавания, а напротив, предполагают их.
Обратившись
против духа, свобода перестает быть таковой и i j * становится произволом и всенопранисм.
Достижение свободы через постижение истины занимало ум и такого j выдающегося философа как И.
Кант, предшественника Гегеля.
Свобода в кантианской трактовке означает способность человека зачинать, ; исходя из самого себя, такое состояние, чья казуальность не подчиняется другому направлению.
Эта трактовка созвучна с мнением Аристотеля, который считал человека свободным, когда он сам по себе является своим вершением, но отнюдь не вершением других.
И.
Кант отмечал, что процесс развития человеческой свободы носит противоречивый характер, ему присущи антагонизмы.
Их корни, полагал он, «заложены в воинственной природе человека, в склонности к войне власть имущих и в наличии множества государств, каждое из которых хочет прочного мира лишь 33 Бердяев H.A.
Проблема человека.
Париж.
Путь.
1934.
Л»50.
С.12.
35 Бердяев Н А.
Я и мир объектов.
Париж, 1934.
С.
162.


[стр.,34]

ц а ц и »»о* ч фц:ц<> 34 1198 ш г л ^ ш Найтя Ш завладев по возможности всем миром»'’6.
Следовательно, достижение свободы затруднено ввиду несовершенства человека и созданных им общества и государства.
Это была философская констатация реальностей эпохи И.
Канта.
Но он предвидел будущее, когда действие объективной исторической закономерности неизбежно приведет к созданию на мирных началах союза народов, мировой конфедерации правовых республиканских государств, к установлению вечного мира.
Тем самым станет возможным и достижение свободы, свободного самоопределения воли нравственным законом, свободного выбора в государстве, которое «само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы»37.
Отмеченные Кантом трудности и проблемы человеческой свободы показывают, что она недостижима вне и помимо развития ее субъектов и объектов, субъект-объектных отношений.
Внешне она детерминирована разнообразными условиями: как природными, так и социально-экономическими.
Их, конечно, следует рассматривать в историческом контексте и применительно к конкретным регионам, странам, где проживают люди.
С учетом, к примеру, географических условий (предпосылок) человеку в суровых климатических условиях Заполярья труднее реализовать свое свободное волеизъявление во многих сферах, чем жителю территорий с благоприятным климатом.
Что касается социально-экономических условий, то в отсталых с транах, где нормой жизни стали бедность и произвол властей, на путях достижения свободы у человека, естественно, неизмеримо больше препятствий, чем в развитых и демократических странах.
Свобода в нищете и рабстве антипод подлинной свободы, достижение которой возможно лишь на путях модернизации всего комплекса объективных условий жизни людей.
Субъектом свободы выступают: общесоциальный субъект (человечество); народы, нации, классы, другие социальные общности; личности.
Свобода для них имеет общие критерии и признаки, а также многие своеобразные черты, особенности.
У личности субъективной основой детерминации свободы принято
35 Ильин И.А.
Путь к очевидности.
М..
1993.
С.
165.
36Кант И.
Соч.: в"б т.
М..
1965.
Т.6.
С.28.
37Кант И.
Соч.: В 6 т.
М., 1965.
Т.4(2).
С.239 34 Ш

[Back]