Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 85]

уровень самосознания, культуры, духовные ценности и ценностные мотивации, > идеалы, интересы, потребности, индивидуальные психические особенности (воля, характер, темперамент, чувства) и пр.
Человеку присущи, как и другим субъектам, свои отличительные сферы (области), уровни (стадии), масштабы (ограничения), содержание и формы, исходные пункты, рубежи и результаты движения к свободе.
На наш взгляд, необходимо отметить и тот факт, что свободой может обладать лишь человек, который обладает волей.
Это позволяет ему противостоять внешней необходимости, реализовать свои внутренние потенциальные силы и возможности.
Воля и свобода могут трактоваться как проявление
инстинктив► ного, аффективного состояния человека, в отрыве от духовности и социальности, или в психологическом плане: свобода «психологическое сознание людей, действующих по желаниям и стремлениям своего «Я», по собственной воле»83.
Свобода воли должна быть осознанной, соизмеренной с волей других людей, их общностей; с
правом волей, возведенной государством в закон.
Волевая деятельность, волевые отношения людей, в конечном счете, детерминированы экономически и политически, но лишь в конечном счете.
Реально они настолько самостоятельны и даже «самостийны», что представляют собой относительно автономную сферу человеческой деятельности.
Свобода воли не идеалистическая «лжепроблема», а реальный фактор человеческого существования,
общест• венной жизни.
Свободный человек принимает решения по собственной воле.
Однако насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуются с волей и деятельностью других людей, групповыми и общественными интересами? Так, свобода и ответственность личности становятся двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга характеристиками ее бытия.
Между тем, сторонники абсолютной свободы воли полагают, что поскольку поведенческие
поступки человека строго детерминированы внешними условиями и обстоятельствами, он не может и не должен нести ответственность за социаль* ные последствия этих поступков.
Считается, таким образом, что воля человека
83Бердяев H.A.
Я и мир объектов.
С.
167.
85
[стр. 35]

jgG = H 189<И> * % z J l* J L r J L lll 35 '198 ® l® j I S l ^ J l ^ J 1 Най™ i IH I считать весь се внутренний, духовный мир, а конкретными детерминантами уровень самосознания, культуры, духовные ценности и ценностные мотивации, идеалы, интересы, потребности, индивидуальные психические особенности (воля, характер, темперамент, чувства) и пр.
Человеку присущи, как и другим субъектам, свои отличительные сферы (области), уровни (стадии), масштабы (ограничения), содержание и формы, исходные пункты, рубежи и результаты движения к свободе.
На наш взгляд, необходимо отметить и тот факт, что свободой может обладать лишь человек, который обладает волей.
Это позволяет ему противостоять внешней необходимости, реализовать свои внутренние потенциальные силы и возможности.
Воля и свобода могут трактоваться как проявление
инстинктивного, аффективного состояния человека, в отрыве от духовности и социальности, или в психологическом плане: свобода «психологическое сознание людей, действующих по хселаниям и стремлениям своего «Я», по собственной воле»"8.
Свобода воли должна быть осознанной, соизмеренной с волей других людей, их общностей; с
нравом волей, возведенной государством в закон.
Волевая деятельность, волевые отношения людей в конечном счете детерминированы экономически и политически, но лишь в конечном счете.
Реально они настолько самостоятельны и даже «самостийны», что представляют собой относительно автономную сферу человеческой деятельности.
Свобода воли не идеалистическая «лжепроблема», а реальный фактор человеческого существования,
общественной жизни.
С учетом социального прогресса и достижений общественных наук важно оптимизировать и конкретизировать тезис о свободе как соотношении индивида «Я» и его деятельности, совершаемых им актов; о свободе и ответственности человека.
Свободный человек принимает решения по собственной воле.
Однако насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуются с волей и деятельностью других людей, групповыми и общественными интересами? Так.
свобода и ответственность личности становятся двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга характеристиками ее бытия.
Между тем, сторонники абсолютной свободы воли полагают, что поскольку поведенческие
38Бердяев Н.А.
Субъективизм и индивидуализм в общественной философии.
С.-П., 1990.
С.118.
35

[стр.,36]

И ! ° Ц ы т * ^ ф : ц < > з в / 1 9 8 Найтя Ш поступки человека строго детерминированы внешними условиями и обстоятельствами, он не может и не должен нести ответственность за социальные последствия этих поступков.
Считается, таким образом, что воля человека
не может быть свободной при сохранении внешней детерминации: либо свобода, либо необходимость.
Метафизическая абсолютизация одной из противоположностей снимает другую противоположность, но это происходит лишь в воображении тех, кто допускает подобную мистификацию.
Ведь в рамках необходимости человек имеет возможность выбора того или иного решения, принятия того или иного варианта поведения, вплоть до альтернативных позиций.
Свободно, в соответствии с собственной волей, принимая решения, становясь на определенную сторону, выбирая путь и т.п..
человек должен принять на себя ответственность за свои действия перед собственной совестью, другими людьми, обществом и государством.
Следовательно, свобода предполагает ответственность, а ответственность выступает условием свободы.
Предпочитая добро или зло, человек должен принять адекватную реакцию окружающих и в отношении самого себя.
В любом государстве, а в современной России, видимо, в особенности, осуществление свободного волеизъявления личности должно сочетаться с выполнением ею конституционных обязанностей и несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, ментальным основам жизни и здоровью населения, защите прав и свобод других лиц.
Трактовка свобод человека не должна допускать их одностороннего толкования: жить в обществе и быть независимым от общества нельзя.
Подлинная свобода альтернативна несвободе во всех ее проявлениях.
В тоже время она несовместима с безответственностью, вседозволенностью, распущенностью, анархистским своеволием, волюнтаризмом индивида, жизненное кредо которого чрезвычайно примитивно и эгоцентрично: «Делай что хочешь».
С этим девизом себялюбцев фактически смыкается широко рекламировавшийся у нас в конце 80-х годов постулат: «Все разрешено, что не запрещено законом».
Что это означает на практике? Только ли законопосдушание? Отнюдь нет.
Ведь даже законопослушные люди ориентируются при этом на допустимость аморального поведения, безнравственных поступков.
Поскольку 36

[Back]