Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 87]

нравственная глухота.
Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен ( быть разумный выбор.

В теории часто встречаются такие понятия как: политическая свобода, духовная свобода, физическая свобода, интеллектуальная свобода, свобода выбора и т.д.
В чем же сходство и различие этих понятий? В различные исторические периоды времени эти понятия трактовались по-разному.
Одни ученые давали определения
свободы, опираясь в своих размышлениях на ее божественное происхождение, другие пытались вывести эти понятия из самой сущности человека, третьи для дачи определений прибегали к помощи различных социальных, гео► графических и иных факторов.
При этом говорить, что некоторые из них заслуживают внимание, а другие нет, было бы неверным.
Каждое из них имеет право на существование, а все вместе они образуют определенную совокупность знаний, позволяющих дать общее мировоззрение на проблему свободы человека.
Свобода человека подразделяется на виды в зависимости от степени ее реализации в различных сферах общественной и личной жизни.
Так, физическая свобода человека выражается в способности человека действовать в соответствии со своим волеизъявлением, при условии отсутствия определенных физических (материальных) факторов, ограничивающих его действие, В качестве примера можно привести свободу выбора места проживания, свободу передвижения, свободу в
выборе профессии и т.д.
Таким образом, можно выделить два основных критерия физической (личной) свободы человека: свободная, независимая воля и отсутствие каких-либо сдерживающих ее реализацию преград.

Человек действует только по своей воле, он в этом значении свободен.
Не следует принимать в расчет влияния, руководящего самой его волей.
В этом своем непосредственном и потому общепринятом значении слова понятие касается лишь внешней возможности, т.е.
именно отсутствия физических помех для поступков данного существа.
Понятия политической и духовной свободы тесно связаны с понятием физической (личной) свободы.
Общим критерием их оценки выступает независимая от
каких-либо внешних факторов воля человека, а если быть точнее, то, как мы говорили выше, способность ее реализации.
Прежде всего, это зависит от типа
государст87
[стр. 37]

ц »»о* ч Ф ц :п < > 37 11 9 8 ш г л ^ ш Найтя Ш общеобязательных, «писаных» законов в области морали не существует, выходит, что может быть санкционирована «антимораль»? В жизни так и получается, что повсеместно дают о себе знать не урегулированные законом акты циничного попрания традиционных правил общежития, вопиющая бездуховность, грубость и хамство, нравственная глухота.
Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор.

Какие же виды свободы присущи человеку? В теории и на практике часто встречаются такие понятия как: политическая свобода, духовная свобода, физическая свобода, интеллектуальная свобода, свобода выбора и т.д.
В чем же сходство и различие этих понятий? В различные исторические периоды времени эти понятия трактовались по разному.
Одни ученые давали определения,
опираясь в своих размышлениях на божественное происхождение свободы, как свободу, данную человеку богом, другие пытались вывести эти понятия из самой сущности человека, третьи для дачи определений прибегали к помощи различных социальных, географических и иных факторов.
При этом говорить, что некоторые из них заслуживают внимание, а другие нет было бы неверным.
Каждое из них имеет право на существование, а все вместе они образуют определенную совокупность знаний, позволяющих дать общее мировоззрение на проблему свободы человека.
Свобода человека подразделяется на виды в зависимости от степени ее реализации в различных сферах общественной и личной жизни.
Так, физическая свобода человека выражается в способности человека действовать в соответствии со своим волеизъявлением, при условии отсутствия определенных физических (материальных) факторов, ограничивающих его действие.
В качестве примера можно привести свободу выбора места проживания, свободу передвижения, свободу в
выборе профессии и т.д.
Таким образом, можно выделить два основных критерия физической (личной) свободы человека: свободная, независимая воля и отсутствие каких-либо сдерживающих ее реализацию преград.

В этом плане оригинальны взгляды Артура Шопенгауэра.
Он пишет: «...
коль скоро животное существо действует только по своей воле, оно в этом значении свободно, причем совсем не принимаются в расчет влияния, какие быть может, руководят самой его волей.
Ибо в этом своем первоначальном, непосредственном и потому

[стр.,38]

ц а ц ~ и »»о* ч ф ц : ц<> 38 1198 ш г л ^ ш Найтя Ш общепринятом значении слова понятие касается лишь внешней возможности, т.е.
именно отсутствия физических помех для поступков данного существа»39.
Понятия политической и духовной свободы тесно связаны с понятием физической (личной) свободы.
Общим критерием их оценки выступает независимая от
каких-либо внешних факторов воля человека, а если быть точнее, то, как мы говорили выше, способность ее реализации.
Прежде всего это зависит от типа
государственного устройства общества, его политико-правового режима и духовности.
Так, С.Л.
Франк в своей работе «Духовные основы общества» отмечал, что «в какой бы мере гражданам общества должна и может быть предоставлена, например, свобода печатного и устного слова, свобода собраний и союзов, свободное участие в политических выборах эго зависит от конкретного духовного состояния данного общества и не может быть априорно определено из одного лишь общего начала свободы, как таковой»“ * 0.
Однако, его взгляды носили несколько онтологический характер.
Самой высшей и первоначальной свободой он считал свободу веры.
Он писал: «...
только свобода веры есть некое подлинное первичное право, непосредственно вытекающее из начала свободы как источника духовной жизни.
Ибо всякое покушение на свободу веры есть покушение на саму духовную жизнь, т.е.
на истинное, богочеловеческое бытие человека, что угрожает самой первичной основе общественною бытия»41.
В другом аспекте эту проблему рассматривал Артур Шопенгауэр.
«Народ называют свободным, понимая под этим, что управляется только по законам, которые он сам себе дал, ибо в этом случае он соблюдает лишь свою собственную волю.
Таким образом, политическую свободу надо отнести к физической»42 .
Итак, границей политической свободы у Шопенгауэра выступают издаваемые гражданами государства законы.
В свою очередь, степень участия граждан в управлении делами государства (законотворческий процесс) в различных странах не одинакова, что сказывается на их политических правах и свободах.
Духовная свобода, на наш взгляд, прежде всего связана с самостоятельным определением человеком в выборе веры, которую он хотел бы исповедовать, при 39А.
Шопенгауэр.
Свобода воли и нравственность.
М., изд-во «Республика».
1992.
С.47.
40Франк С.Л.
Духовные основы общества.
М., изд-во «Республика».
1992.
С.
117.
4’ Там же.
С.
117.
4*А.
Шопенгауэр.
Свобода воли и нравственность.
М., изд-во «Республика».
1992.
С.47

[Back]