Проверяемый текст
Ситников, Дмитрий Александрович; Уголовно-правовая и криминологическая характеристика похищения человека (Диссертация 2001)
[стр. 88]

венного устройства общества, его политико-правового режима и духовности.
Так, С.Л.
Франк в своей работе «Духовные основы общества» отмечал, что «в какой бы мере гражданам общества должна и может быть предоставлена, например, свобода печатного и устного слова, свобода собраний и союзов, свободное участие в политических выборах
это зависит от конкретного духовного состояния данного общества и не может быть априорно определено из одного лишь общего начала свободы, v ИД как таковой» .
По-другому проблему рассматривал Артур Шопенгауэр.
«Народ называют свободным, понимая под этим, что управляется только по законам, которые он
1 сам себе дал, ибо в этом случае он соблюдает лишь свою собственную волю.
Таким образом, политическую свободу надо отнести к
физической»8 5 .
Следовательно, границей политической свободы у Шопенгауэра являлись законы.
Духовная свобода, прежде всего, связана с самостоятельным определением человеком в выборе веры, которую он хотел бы исповедовать, при условии отсутствия со стороны государства каких-либо ограничений.
Однако следует сразу оговориться, что ограничение государством свободы вероисповедания выступает лишь внешним фактором.

Кроме этого существуют определенные внутренние устои, которые не позволяют человеку менять религию либо вообще отказываться от нее.
На современном этапе развития российского общества государство обеспечивает всем гражданам равные права и свободы.
Эти права неотъемлемы и закреплены в Конституции РФ.
Согласно ст.
ст.
3
и 32 высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Ст.
31 предусматривает право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование.
Конституция гарантирует (ст.
28) в числе иных конституционных свобод и свободу совести, под которой понимается право
88 84Франк С.Л.
Духовные основы общества.
М.: Республика, 1992.
С.
117.
85Шопенгауэр А.
Свобода воли и нравственность.
М.: Республика, 1992.
С.
47.
[стр. 38]

ц а ц ~ и »»о* ч ф ц : ц<> 38 1198 ш г л ^ ш Найтя Ш общепринятом значении слова понятие касается лишь внешней возможности, т.е.
именно отсутствия физических помех для поступков данного существа»39.
Понятия политической и духовной свободы тесно связаны с понятием физической (личной) свободы.
Общим критерием их оценки выступает независимая от каких-либо внешних факторов воля человека, а если быть точнее, то, как мы говорили выше, способность ее реализации.
Прежде всего это зависит от типа государственного устройства общества, его политико-правового режима и духовности.
Так, С.Л.
Франк в своей работе «Духовные основы общества» отмечал, что «в какой бы мере гражданам общества должна и может быть предоставлена, например, свобода печатного и устного слова, свобода собраний и союзов, свободное участие в политических выборах
эго зависит от конкретного духовного состояния данного общества и не может быть априорно определено из одного лишь общего начала свободы, как таковой»“ * 0.
Однако, его взгляды носили несколько онтологический характер.
Самой высшей и первоначальной свободой он считал свободу веры.
Он писал: «...
только свобода веры есть некое подлинное первичное право, непосредственно вытекающее из начала свободы как источника духовной жизни.
Ибо всякое покушение на свободу веры есть покушение на саму духовную жизнь, т.е.
на истинное, богочеловеческое бытие человека, что угрожает самой первичной основе общественною бытия»41.
В другом аспекте эту проблему рассматривал Артур Шопенгауэр.
«Народ называют свободным, понимая под этим, что управляется только по законам, которые он
сам себе дал, ибо в этом случае он соблюдает лишь свою собственную волю.
Таким образом, политическую свободу надо отнести к
физической»42 .
Итак, границей политической свободы у Шопенгауэра выступают издаваемые гражданами государства законы.
В свою очередь, степень участия граждан в управлении делами государства (законотворческий процесс) в различных странах не одинакова, что сказывается на их политических правах и свободах.
Духовная свобода, на наш взгляд, прежде всего связана с самостоятельным определением человеком в выборе веры, которую он хотел бы исповедовать, при 39А.
Шопенгауэр.
Свобода воли и нравственность.
М., изд-во «Республика».
1992.
С.47.
40Франк С.Л.
Духовные основы общества.
М., изд-во «Республика».
1992.
С.
117.
4’ Там же.
С.
117.
4*А.
Шопенгауэр.
Свобода воли и нравственность.
М., изд-во «Республика».
1992.
С.47

[стр.,39]

ц »»о* ч Ф ц :п < > 39 1198 ш г л ^ ш Найтя Ш условии отсутствия со стороны государства каких-либо ограничений.
Однако следует сразу оговориться, что ограничение государством свободы вероисповедания выступает лишь внешним фактором,
о котором мы и будем вести речь.
Кроме этого существует определенные внутренние устои, которые не позволяют человеку менять религию, либо вообще отказываться от нее.
Так, человек, родившийся в стране, которая исповедует мусульманскую религию, вряд ли когда-либо ее изменит.
'Го же самое касается христианина.
Поэтому в качестве ограничения духовной свободы человека, на наш взгляд, могут выступать сразу два вышеприведенных фактора.
В различные эпохи развития человечества государство неоднозначно относилось к свободе вероисповедания.
Так, в средние века отказ от религии или ее смена являлись тяжким преступлением, за которым следовало суровое наказание.
Это было связано с большим влиянием церкви в управлении делами государства.
В качестве противоположного примера можно привес ти период становления молодой советской республики, когда церковь, наоборот, была отделена от государства.
Таким образом, история свидетельствует, что степень реализации политической и духовной свобод граждан полностью зависела от государства.
На современном этапе развития российского общества государство обеспечивает всем гражданам равные права и свободы.
Эти права неотъемлемы и закреплены в Конституции РФ.
Согласно ст.ст.
3,32
высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Ст.
31 предусматривает право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование.
Конституция гарантирует (ст.28) в числе иных конституционных свобод и свободу совести, под которой понимается право
свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой.
Свобода совести включает и право отправления религиозных обрядов, воспрепятствование проведению которых считается преступлением.
Закрепление указанных прав и свобод в Конституции Российской Федерации подчеркивает, что они неотъемлемы и принадлежат человеку с самого его рождения.
39 В *I

[Back]