Проверяемый текст
Карпачев, Борис Александрович; Профсоюзное движение в общественно-политической жизни России (Диссертация 2004)
[стр. 101]

10! ЦК Союзов и Советах профсоюзов губернского, районного н городского уровней, в которых комфракций превышал!! 80% их кадрового состава), большевики могли через последние оказывать воздействие на все профдвижение в целом.
в
т.н.
и на местные его организации, где процент коммутгстов временами едва доходил до 20%/ Для того же.
чтобы влияние комфракщгй в профсоюзах было максимальным, в них поддерживалась жесткая дисциплина: каждый член фракции.
воздержавшийся
тши тем более проголосовавший на заседании профсоюзной организации против решения.
принятого во
фракшш.
писк^вал ^скшоченнем из партии.
Одновременно с этим большевики с самого
сзоего гинсхода к власти стремились избавиться от тех руководящих профработников, которые не состояли в комфракциях it чувствовали себя в связи с этим более независимыми по отношению к руководству РКП(б).
Члены других
иарпгй, работавшие в российском профдвижении, занимали в этом отношении особое место.
Именно они были первыми кандидатами на вычищение из союзных организаций, поскольку, по словам
В.II.
Ленина, учили рабочих <свсевозможпьш контрреволюционным проделкам, начиная от идейной защиты (буржуазной) демократии, от 1фоноведн «независимости» профсоюзов (независимость от пролетарской государст венной власти!) до саботажа пролетарской дисшштшы и т.д.
и т.
п.».24!) Переход же к НЭПу и стаповлеппе защитных функций советского профдвижешш только усугубшш их положение.
Большевшаг всерьез опасались, что в усложнившихся д а mix социально-экономических условиях развнттш страны меньшевики и эсеры смогут использовать профсоюзы щзотив диктатуры их партии.
Эти опасс233РГАСШ-LФ.
82.
Оп.
2.
Л.
994.
Л.
25.
22>См.: K1ICCв резолюциям...
Изд.
9.
Т.
2.
С.
208-209; Правда.
1921.
30 июля;
Супоров К.И.
Сюпоолсннс коммунистических фрикцийи профсоюзах (19.17-1924 гг.)// Вопросы историиКПСС.
1У83.
Л» 12.
С.*79.
240Ленин B.IL ПСС.
Т.
41.
С.
31.
[стр. 194]

194 и вышестоящих профсоюзных звеньев с нижестоящими, которая гарантировала беспрекословное подчинение друг другу структурпых элементов по линии: ЦК партии ВЦСПС • местные профорганизации.
Важнейшее значение в этом отношении приобретали комфракции внутри союзных органов» охватывавшие собой всех профработников, состоявших в рядах большевистской партии.
Большевики открыто признавали» что главнейшей целью комфракдий являлось «проведение директив партии в области профсоюзов» и «укрепление влияния партии внутри профсоюзов».3*3 Несмотря на преобладание в советском профдвижении беспартийных членов, сделать это было не так уж и сложно: имея за собой численный перевес в высших и средних эшелонах профсоюзов (ВЦСПС, ЦК Союзов н Советах профсоюзов губернского, рай* онного и городского уровней, в которых комфракции превышали 80% их кадрового состава), большевики могли через последние оказывать воздействие на все профдвижение в целом, в т.ч.
и на местные eix> организации, где процент коммунистов временами едва доходил до 20%.394Для того же, чтобы влияние комфракции в профсоюзах было максимальным, в них поддерживалась жесткая дисциплина: каждый член фракции, воздержавшийся или тем более проголосовавший на заседании профсоюзной организации против решения, принятого во фракции, рисковал исключением из партии.
Одновременно с этим большевики с самого
своего прихода к власти стремились избавиться от тех руководящих профработников, кото393См.: Правда.
1921.30 июля.
394РГАСПИ.
Ф.
82.
Оп.
2.
Д.
994.
JC 25.
393 См.; КПСС » резолюциях...
Изд.
9.
Т.
2.
С.
208-209; Правда.
1921.
30 июля;
Суворов К.И.
Становление коммунистических фракций в профсоюзах (1917-1924 гг) // Вопросы историиКПСС.
1983.
Jfe 12.
С.79.


[стр.,195]

195 рые не состояли в комфракдиях и чувствовали себя в связи с этим более независимыми по отношению к руководству РКП(б).
Члены других
партий* работавшие в российском профдвижении, занимали в этом отношении особое место.
Именно они были первыми кандидатами на вычищение из союзных организаций* поскольку, по словам
В.И.
Ленина* учили рабочих «всевозможным контрреволюционным проделкам, начиная от идейной защиты (буржуазной) демократии» от проповеди «независимости» профсоюзов (независимое™ от пролетарской государственной власти[) до саботажа пролетарской дисциплины и т.д.
и т.
п.».396 Переход же к ИЭПу и становление защитных функций советского профдвижения только усугубили их положение.
Большевики всерьез опасались, что в усложнившихся для них социально-экономических условиях развития страны меньшевики и эсеры смогут использовать профсоюзы против диктатуры их партии.
Эти опасения привели к грандиозной чистке* проведенной в 1921-1922 гг.
в профсоюзных органах.
Не результатом стало почти полное очищение профдвижения о работников* состоявших в небольшевистских партийных организациях.
Если на V съезде ггрофсоюзов (сентябрь 1922 г.) среди 970 делегатов еще можно было встретить 2 меньшевиков и 1 эсера, то на VI профсьезде (ноябрь 1924 г.) таковых уже не было.397 В то же время, следует отметить, что чистке подвергались не только настоящие* но и бывшие меньшевики и эсеры* в т.ч.
и те* кто вступив в ряды коммунистической партии.
С 1920 по 1922 г.
в результате чистки процент выходцев из оппозиционных социалистических партий в руководящих органах: профдвижения (ВЦСПС, ЦК Союзов и Советах профш Ленин В.И.
ПСС.
Т.
41.
С.
31.
397 См.: Розенфельд О.
История профессионального движения в России.
М., 1924.
С.
141.

[Back]