Проверяемый текст
Карпачев, Борис Александрович; Профсоюзное движение в общественно-политической жизни России (Диссертация 2004)
[стр. 127]

127 залп свою способность решать к кратчайшие сроки самые серьезные проблемы.
с’лдествовавшле в осласит заработной плати в тог период.
Однако материальное благосостояние рабочих зависело не только от уровня их заработной платы.
Важным дополнением к
припыл знрабоп.пм рабочих стали благо устрогиные квартиры.
почта даром полученные ими в ходе \онфпскашш у тг-тушпх слое».
К моменту переводи деятельности профсоюзов на нэповские качала почти каждая рабочая сз&шя проживала в отдельной комнате Ш1И квартире.
гогда как в довоенное ьремя лишь половина ш них '21 ^ _ 1Б1Р7 Я эту •’•о^МОЖПО‘ТЬ Кполтр того гягтя зя ^гтпц.г ПЫЧЗ бЛИЗ^я к* символической.
составляя в первые годы
КЗ* 1л 2— 3.5% o i заработка рабочих/'"'' из которых четвертая часть вообще была освобождена от какот.лпбо платы за квартир*" ' Последнее являлось прямым следствием политики профсоюзов, на протяжении всего восстановительного периода успешно отражавших любые попытки коммунальных служб установить реальную цену ул жилье и свести к минимуму количество рабочих, бесплатно пользовавшихся своей жилплощадью.
А между тем именно
>га политика профсоюзов и являлась г./шой из главных причин того развала козвгунальjioro хозяйства, который привел к быстро«1у ухудшению сит* лцш с жильем в городах Нели г, 1921 г.
печатный орган Нор ком груда «Вопросы тр}д.1 > еще голт.ко предупреждал о том, что страна сю ит -/перед тощем жилищной катастрофы», то >же в 1926 г центральный профсоюзный журнал «Вестник «руда» открыто заявил, что «жилишныи кризис »’.о всех от— С м там 'лк.
С .75.
п одробн ее: Черны.-.
Л 11 Ж илищ ны й передел /' С оц и ол оги чески е и ссл е д о в а ь н я 1995.
Л ? 10 С 73.
Г м .: Ф румкин Б.
Н а к л а д н ы е р асхо д ы на зар аботн ую п л а т у
Л' В ест н и к труда.
1926 № 4 .
С.
4 9 .
■24 С м .: В о п р о с ы !р у д а .
1 9 2 4 № 10.
С.
7 3 -7 9
[стр. 221]

221 чины, причем рабочий-сдельишк 5-6 разряда зарабатывал больше квалифицированного рабочего 9 разряда, работавшего повременно.474 Однако лишь в мае 1925 г.
ВЦСПС заявил о необходимости наведения порядка в данной области 475 В ходе проведенной профсоюзами работы, путем увеличения роли тарифной ставки в оплате труда и осуществления премирования повременных рабочих, уже к началу 1926 г.
им удалось сократить разрыв в заработках сдельщиков и повременщиков до 2—2,6 раз 476 И хотя последнее обстоятельство грозило привести к возрождению на советских предприятиях военно-коммунистической уравниловки, профсоюзы наглядно показали свою способность решать в кратчайшие сроки самые серьезные проблемы, существовавшие в области заработной платы в тот период.
Однако материальное благосостояние рабочих зависело не только от уровня их заработной платы.
Важным дополнением к
прямым заработкам рабочих стали бла1Ч>устроенные квартиры, почти даром полученные ими в ходе конфискаций у имущих ело» ев.
К моменту перевода деятельности профсоюзов на нэповские начала почти каждая рабочая семья проживала в отдельной комнате или квартире, тогда как в довоенное время лишь половина из них имела эту возможность 477 Кроме того, сама цена за жилье была близка к символической, составляя в первые годы НЭПа 2—3,5% от заработка рабочих,478из которых четвертая часть вообще была освобождена от какой-либо платы 474См.: Ревзин П.
К проблеме регулирования...
С.
73.
475См.: Рашян А.
Вопросы заработной платы // Вестник труда.
1926.
№ 9.
С.
47.
476 См.: Гинзбург Л.
Экономическое положение пролетариата...
С.
1.8; Ревзин П.
К проблеме регулирования...
С.
73—74.
477См.: там же.
C.7S.
4П См.
подробнее: Черных А_ И.
Жилищный передел // Социологические исследования.

1995.
№ Ю.
С.
73.


[стр.,222]

за квартиру479 Последнее являлось прямым следствием политики профсоюзов, на протяжении всего восстановительного периода успешно отражавших любые попытки коммунальных служб установить реальную цену за жилье и свести к минимуму количество рабочих, бесплатно пользовавшихся своей жилплощадью.
А между тем именно
эта политика профсоюзов и являлась одной из главных причин того развала коммунального хозяйства, который привел к быстрому ухудш ению ситуации с жильем в городах.
Если в 1924 г.
печатный орган Наркомтруда «Вопросы труда» еще только предупреждал о том, что страна стоит «перед лицом жилищной катастрофы»,480то уже в 1926 г.
центральный профсоюзный журнал «Вестник
труда» открыто заявил, что «жилищный кризис во всех отраслях промышленности дошел до крайних пределов».481 В то время как минимальная санитарная норма составляла 8 кв.м, на человека, в середине 1920-х гг.
на одного члена рабочей семьи приходилось всего 4,9 кв.м.,482 а по некоторым союзам и предприятиям и того меньше.
У металлистов, например, на одного человека в среднем приходилось 3,15 кв.
м.
жилплощади.
«Но и эта жилая площадь», по словам «Вестника труда», очень часто не удовлетворяла «самым скромным требованиям: квартиры сплошь и рядом сырые, темные, холодные».483 Однако некоторые группы наемных работников и этому жилью были бы рады.
К их числу принадлежала значительная часть рабочих-водников, которая в сезон навигации вынуждена была жить в дро479См.: Фрумкин Б.
Накладные расходы на заработную плату //
Вестник труда.
1926.
№ 4.
С.
49.
480См.: Вопросы труда.
1924.
№10.
С.
78-79.
481 Рыско Я.
Рабочее жилищное строительство //Вестник труда.
1926.
№5.
С.
18.
492См.: Черных А.
И.
Указ.
соч...
С.
75.
483 Рыско Я.
Указ.
соч.
С.
19.
222

[Back]