Проверяемый текст
Шипов, Роман Борисович; Концепция пролетарского государства и политика советской власти в отношении рабочего класса в годы НЭПа (1921-1929 гг.) (Диссертация 2006)
[стр. 159]

к МЭПу, представляется возможным пронишровать фрагмент одного из отчетов МЧТС «О по.1ттпческом.
хозяйственном :: коекном положении Москвы л Московской губернии»* который дает наиболее полную п целостную кзцшшу восприятия рабочими новых .зконоыггческнх тг соцналым*!:-: условии; «Политическое состояние рабочей масстл ...
неустойчивое, неудовлетворительное.

ОТНОШСННСК Советской.
власти СОсторотгы ООЛГ.ПТТПГ" ствп рабочих недоверчшое: опт: сомневаются в том.
что Советская класть сможет вывести страну m хозяйственной разрухи.
Слышатся в 7>абочои массе разговоры о том, что Советская власть не в силах управлять стряпай при новых экономических условиях: имеются, де5 свободам рынки, открыто много матшинов.
но покупать в них р а боч ее ничего не приходиться цены но сравнению с заработком непропорционально высокие, к тому же н»ч!леднтгй нередко задерживается ка несколько месяцев, а между тем курс рубля все надает, В впду т о т .
что рабочим приходиться подрабатывать
етце вис своего завода или фабрики и тем удлинять свой рабочий день вместо норм; ijLLiLLJx S-ми часов до 10 часов и более, среmi них слышится ропот но л о м у поводу.
Все это вместе взятое очень неблагоприятно отражается на настроении рабочих
а обуславливает отрицательное отношение с i;\ t iop'Hh* -f-атае ?? *•: РКП, у которой, по их мнению, кет определенной линии.
^ехретяг и постановления последнего времени принимаются рабочими» пассивно* без уверенности в их действительном практическом значении.
Подобное состояние рабочей массы ...
усиливается еще вследствие недостатка газет, и
,'vUi.itoil доступности их для массы в виду малограмотности многих рабочим, II также вследствие того, что со стороны Паршиных организации не ведется политработы в массах, в особенности со стороны коммунистов на тфедпримтпях».1^ 159 д ЦАОДГу! Ф.
j , он.
2, д.
-!9, л.
199.
[стр. 129]

129 тие НЭПа вело, по их мнению, к реставрации старого буржуазнокапиталистического строя.
Новая политика Советской власти для массы рабочих продолжала оставаться непонятной и вызывала изумление.
На предприятиях стало распространяться мнение, что с рабочими теперь поступают не лучше, чем в прежнее время, при капиталистическом режиме, что с ними не считаются, несмотря на то, что ими была сделана революция.
Настроения подавленности и разочарования нарастали, и все чаще стали слышаться высказывания такого рода: «К чему нам нужно было делать Октябрьскую Революцию и приносить такую массу ■>1 о жертв!».
В целом, давая обобщающую характеристику адаптационных процессов, происходивших в рабочей среде на первоначальном этапе перехода к НЭПу, представляется возможным процитировать фрагмент одного из отчетов МЧК «О политическом, хозяйственном и военном положении Москвы и Московской губернии», который дает наиболее полную и целостную картину восприятия рабочими новых экономических и социальных условий: «Политическое состояние рабочей массы ...
неустойчивое, неудовлетворительное.

Отношение к Советской власти со стороны большинства рабочих недоверчивое: они сомневаются в том, что Советская власть сможет вывести страну из хозяйственной разрухи.
Слышатся в рабочей массе разговоры о том, что Советская власть не в силах управлять страной при новых экономических условиях: имеются, де, свободные рынки, открыто много магазинов, но покупать в них рабочему ничего не приходиться цены по сравнению с заработком непропорционально высокие, к тому же последний нередко задерживается на несколько месяцев, а между тем курс рубля все падает.
В виду того, что рабочим приходиться подрабатывать еще вне своего завода или 3,8 ЦАОДМ.
Ф.
3, оп.
2, д.
48, л.
245; ф.
3, оп.
2, д.
49, лл.
198, 220.


[стр.,130]

130 фабрики и тем удлинять свой рабочий день вместо нормальных 8-ми часов до 10 часов и более, среди них слышится ропот по этому поводу.
Все это вместе взятое очень неблагоприятно отражается на настроении рабочих
и обуславливает отрицательное отношение с их стороны также и к РКП, у которой, но их мнению, нет определенной линии.
Декреты и постановления последнего времени принимаются рабочими пассивно, без уверенности в их действительном практическом значении.
Подобное состояние рабочей массы ...
усиливается еще вследствие недостатка газет, и
малой доступности их для массы в виду малограмотности многих рабочих, а также вследствие того, что со стороны партийных организаций не ведется политработы в массах, в особенности со стороны коммунистов на предприятиях».'119 Таким образом, в конце 1921 г.
начале 1922 г.
четко обозначилась негативная направленность в восприятии рабочими основных преобразований и реформ, осуществлявшихся в рамках перехода к НЭПу.
Недовольство продолжало нарастать, и в последующий период властям пришлось констатировать наличие в стране широкомасштабного кризиса, достигавшего местами значительной остроты.320 Кризис, связанный с переходом к новой экономической политике, и по масштабам, и по продолжительности во многом превосходил кризис заключительного этапа военного коммунизма.321 Как известно, в послереволюционный период забастовочная активность достигла наибольшего размаха в 1922 1924 гг., то есть во время максимального разворота государства к рыночным реформам в экономике.
В это время проходили наиболее крупные забастовки, но319ЦАОДМ.
Ф.
3, оп.
2, д.
49, л.
199.
320Там же, ф.
3, оп.
3, д.
35, л.
2.
321 Чураков Д.
О.
Русская революция и рабочее самоуправление.
М., 1998, С.
180.

[Back]