Проверяемый текст
Шипов, Роман Борисович; Концепция пролетарского государства и политика советской власти в отношении рабочего класса в годы НЭПа (1921-1929 гг.) (Диссертация 2006)
[стр. 160]

160 Таким образом, в конце 1921 г.
начале -922 г.
четко обозначилась негативная направленность в восприятии
рабочпшг основных преобразований п реформ.
осуществлявшихся в рашсах перехода к НЭПу.
Недовольство продолжало нарастать, и в последующий период властям пришлось констатировать наличие в стране широкомасштабного кризиса, достигавшего местами значительной
остроты.'’ 3 Кризис.
связанный с переходом к новой экономической политике, и по масштабам,
п по продолжительности во многом превосходил кризис заключительного этапа военного комагу*121 нтама Как известно.
в послереволютщошплй период забастовочная активность достигла наибольшего размаха к 1922 1924 гг., то есть во время максимального разворота государства к рыночным реформам в экономике.
В это
вредш ироход!иш наиболее ирччшые забастовки, носившие упорный и длительный характер.12" Эти выступления но степени своей серьезности былп весьма значительны.
Вместе с тем, кат; отмечалось в материалах ГП У.
проявления резкого
Tieдовольства имели в своей основе прнчшгы экономического характер:?, а процесс полипкеского замирания страны продолжал сохранять свое поступательное развитие.
Исключение составляли лишь
волнении среди рабочих.
которые имели определенный
иолнгаческий оттенок/1' Требования, выдвигаемые в этот период рабочими, преимущественно посиди экономпческш! характер.
Основной причиной недовольства повсеместно был рост рыночных цен, намного опережавший рост заработный платы, которая в этот период далеко отставала от уровня прожиточного
420 Т а м ж е .
ф.
3 .
оп.
3 .
л.
3 5 .
л.
2.
4"1 Ч у р а к о в Д О.
Р у сск а я р евол ю ц и я и р аб оч ее сам о уп р авл ен и е.
М ., 1 9 9 8
ч С.
ЦАОДМ.
Ф.
3.
оп.
3.
д.
35, л.
6.
123цлпдм.
Ф.
3,оп .
3,д .
35,л.
6.
180.
[стр. 130]

130 фабрики и тем удлинять свой рабочий день вместо нормальных 8-ми часов до 10 часов и более, среди них слышится ропот по этому поводу.
Все это вместе взятое очень неблагоприятно отражается на настроении рабочих и обуславливает отрицательное отношение с их стороны также и к РКП, у которой, но их мнению, нет определенной линии.
Декреты и постановления последнего времени принимаются рабочими пассивно, без уверенности в их действительном практическом значении.
Подобное состояние рабочей массы ...
усиливается еще вследствие недостатка газет, и малой доступности их для массы в виду малограмотности многих рабочих, а также вследствие того, что со стороны партийных организаций не ведется политработы в массах, в особенности со стороны коммунистов на предприятиях».'119 Таким образом, в конце 1921 г.
начале 1922 г.
четко обозначилась негативная направленность в восприятии
рабочими основных преобразований и реформ, осуществлявшихся в рамках перехода к НЭПу.
Недовольство продолжало нарастать, и в последующий период властям пришлось констатировать наличие в стране широкомасштабного кризиса, достигавшего местами значительной
остроты.320 Кризис, связанный с переходом к новой экономической политике, и по масштабам, и по продолжительности во многом превосходил кризис заключительного этапа военного коммунизма.321 Как известно, в послереволюционный период забастовочная активность достигла наибольшего размаха в 1922 1924 гг., то есть во время максимального разворота государства к рыночным реформам в экономике.
В это
время проходили наиболее крупные забастовки, но319ЦАОДМ.
Ф.
3, оп.
2, д.
49, л.
199.
320Там же, ф.
3, оп.
3, д.
35, л.
2.
321 Чураков Д.
О.
Русская революция и рабочее самоуправление.
М., 1998,
С.
180.


[стр.,131]

131 сившие упорный и длительный характер.322Эти выступления по степени своей серьезности были весьма значительны.
Вместе с тем, как отмечалось в материалах ГПУ, проявления резкого недовольства имели в своей основе причины экономического характера, а процесс политического замирания страны продолжал сохранять свое поступательное развитие.
Исключение составляли лишь
волнения среди рабочих, которые имели определенный политический оттенок.323 Требования, выдвигаемые в этот период рабочими, преимущественно носили экономический характер.
Основной причиной недовольства повсеместно был рост рыночных цен, намного опережавший рост заработный платы, которая в этот период далеко отставала от уровня прожиточного
минимума.
Крайне низкий уровень заработной платы усугублялся задержкой выплаты жалования, нередко достигавшей совершенно недопустимых размеров.32’’ Резкую реакцию вызывало и отсутствие «материального» снабжения, которое с введением НЭПа утратило свое прежнее значение и не могло смягчить тяжесть денежного кризиса.
Но даже там, где натуральные пайки еще продолжали выдаваться, они далеко не всегда способствовали смягчению остроты положения.
Как отмечалось в сводках ГПУ, эти продуктыстановились предметомобогащения спекулянтов, так как рабочие были вынужденыпродавать их за бесценок, чтобы возместить вычеты за паек, исчисляемый по рыночным ценам.
Семьи рабочих почти нигде не снабжались, а что касается кооперативов, то своей бесполезностью они вызывали только раздражение рабочих, так как цены в них почти ничем не отличались от рыночных, а иногда и превосходили их.
Причинами массового недовольства были и 322 ЦАОДМ.
Ф.
3, оп.
3, д.
35, л.
6.
323 ЦАОДМ.
Ф.
3, оп.
3, д.
35, л.
6.
324 Там же, л.
9.

[Back]