Проверяемый текст
Леденева, Виктория Юрьевна; Эволюция массового политического сознания в условиях трансформации российского общества (Диссертация 2004)
[стр. 153]

S t н и установок.
Что же касается политических ценностей, то система ценностей, вернее, ее конкретное «наполнение», наиболее четко отличает друг от друга различные модели и типы политической культуры.
Именно политическая культура во многом модифицирует политическое поведение индивидуума, социальной группы.
Это принципиально важно в условиях трансформации общества, когда идет смена устоявшихся ценностей, возникает множество субкультур (а возможно и контркультур), носители которых исповедуют различные ценности.
При этом необходимо подчеркнуть, что в отличие от других видов ценностей, политические ценности имеют
«надындивидуальный характер», они могут являться особым фактором, позволяющим формировать поведение людей в определенных социальных ситуациях.
Политические ценности рассматриваются как фундаментальные ментальные образования, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях.
Таким образом, ценности — это
оценки идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.
Ценности
являются представлением человека об идеальном объекте или ряде объектов (например, о политической партии вообще или о свободе слова), и в этом их отличие от установок, поскольку установки характеризуют отношение людей преимущественно к конкретным объектам (данное разделение является, конечно, условным).

Как показывают результаты многолетних социологических исследований, за десятилетний период осуществления реформ, в массовом сознании российского общества имели место глубокие качественные изменения, затронувшие его рациональные, волевые и 153
[стр. 48]

4 8 политического сознания, социокультурного облика, распространяющегося на политическое пространство.
Например, массовое политическое сознание при советском режиме в основе своей было конформистским, верноподданническим.
"Опыт массовых движений показывает, что верить в идеал, идти за непогрешимым, мудрым, всесильным вожаком гораздо легче, чем понимать научное содержание этого идеала и ломать себе голову над характером отношений между вождем и массами".34 Политическое сознание тесно связано с политическим поведением, является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса.
Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.
На политическое поведение активно влияют все компоненты политического сознания.
В тоже время это сложное многоуровневое и динамическое образование, являющееся производным от политического опыта, политического знания и политической культуры отдельного индивида, социальных слоев и общества в целом, которое обусловливает наиболее типичные варианты массового поведения.
Свое выражение массовое политическое поведение находит в настроениях, политических действиях масс.
Одним из важных компонентов политического сознания являются политические ценности.
Политические ценности рассматриваются как фундаментальные ментальные образования, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях.
Таким образом, ценности — это
оценка идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.
Ценности —
это характеристика индивидуального сознания,54 54 Бовин Л.
Вожди и массы.//Новое время.
198 8 .
№ 1 9.С.
27.


[стр.,85]

85 или негативное воздействие психологического объекта...Установка используется, чтобы описать потенциальное действие по отношению к объект^'»66.
Г.Г.
Дилигенский дает определение установки с точки зрения теории мотивации, указывая на то, что она раскрывает механизм формирования такого важного качества потребностей и мотивов, как относительная устойчивость их предметной формы.
Благодаря установкам субъекту не нужно постоянно определять, в чем состоят его потребности и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы в его установках67.
Потребности, интересы, ценности дополняют друг друга.
Но интересы при всей своей значимости могут определять только целенаправленные поступки.
Ценности же отражают более фундаментальную мотивацию всех видов действий, а впоследствии выступают как социальные индикаторы качества жизни.
Например, чем сложнее решение той или иной проблемы, возможность удовлетворения какой-либо потребности, тем большей ценностью обладает предмет (или способ) ее удовлетворения.
Поэтому, до тех пор, пока субъект не решит для себя степень проблематичности удовлетворения актуальных проблем, ценностные отношения не возникают.
Что же касается политических ценностей, то система ценностей, вернее, ее конкретное «наполнение», наиболее четко отличает друг от друга различные модели и типы политической культуры.
Именно политическая культура во многом модифицирует политическое поведение индивидуума, социальной группы.
Это принципиально важно в условиях трансформации общества, когда идет смена устоявшихся ценностей, возникает множество субкультур (а возможно и контркультур), носители которых исповедуют различные ценности.
При этом необходимо подчеркнуть, что в отличие от других видов ценностей, политические ценности имеют
«надиндивидуальный характер», они могут являться особым фактором, 66 Вебер М.
Основные социологические понятия //Избранные произведения.
М., 1990.
С.
628-630.
67 Узнадзе Д.Н.
Экспериментальные основы психологии установки'/ Психологические исследования.
1966.
Дилигенский Г.Г Социально-политическая психология М., 1996.
С.
153.


[стр.,86]

86 позволяющим формировать поведение людей в определенных социальных ситуациях.
Политические ценности рассматриваются как фундаментальные ментальные образования, как абстрактные идеалы не связанные с конкретным объектом или ситуацией, как своего рода представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях.
Таким образом, ценности — это оценки идеального объекта в терминах «хорошо», «плохо», представление о том, что желательно и необходимо.
Ценности являются представлением человека об идеальном объекте или ряде объектов (например, о политической партии вообще или о свободе слова), и в этом их отличие от установок, поскольку установки характеризуют отношение людей преимущественно к конкретным объектам (данное разделение является, конечно, условным).

Политическая установка является одной из форм выражения отношения человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), свидетельствует о его субъективной готовности вести себя определенным образом по отношению к этим объектам.
Существуют политические ценности глобального плана, такие как демократия (участие народа в решении политических проблем), политический и экономический плюрализм, справедливость, духовное возрождение России, укрепление экономики, восстановление международного престижа, проблемы экологии и т.д.
Их актуальность в наши дни совершенно очевидна.
Политический характер имеют и другие не менее важные и актуальные для российского общества ценности.
Например, стратегические вопросы социального обеспечения граждан, здравоохранения, реформирования армии, ее боеспособности, технической оснащенности и социальной защищенности, свобода слова, свобода в выборе политических взглядов и поведения, равная ответственность всех перед законом.
Любые общегосударственные

[Back]