Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 31]

31 именно в этом ключе, причем постоянно акцентировалась интернационализация всех этнокультурных процессов и явлений.
В СССР начало этносоциологии положили в середине 60-х гг.
исследования в Прибалтике (процесс интернационализации быта и культуры населения), в Узбекистане (интернациональное воспитание молодежи), в Грузии (межнациональные контакты на промышленных предприятиях), в Таджикистане (смешанные браки)
(17).
Первое, в целом репрезентативное для основных социальных групп городского населения исследование было проведено в конце 60-х гг.
в Татарии сектором конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР, материалы которого легли в основу монографии
«Социальное и национальное» (М., 1973).
В 70-е гг.
те же специалисты осуществили проект
«Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР» на материалах Молдавской, Узбекской, Эстонской ССР и Российской Федерации (18).
Характерно, что в этот период практически вне поля зрения специальных изысканий остался наиболее крупный в количественном отношении народ СССР русские, что вполне соответствовало его
«особому» статусу в Союзном государстве.
Лишь в 1992 году практически одновременно вышли в
свез коллективная монография авторов Института этнологии им.
Миклухо-Маклая
«Русские: этносоциологические очерки» и работа двух петербургских ученых А.О.
Бороноева и П.И.
Смирнова
«Россия и русские: характер народа и судьба страны», пробившие первую брешь в атмосфере единодушного умолчания о специфических особенностях крупнейшего европейского народа.
Другое направление, удаляясь от социологии культуры и примыкая скорее к общесоциологической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничности как на частные социальные
[стр. 11]

11 П.Л.Ван дер Берге, А.Инкельс, А.Кардинер, Р.Линтон, С.Либерзон и др.
[1]) и культуроантропологии (К.Гирц, С.Нанда [2]).
Одно из направлений этносоциологии изучает, главным образом, социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде, в частности, проявление таких аспектов этничности, как национально-смешанные браки, двуязычие и т.п.
Советская этносоциология до недавнего времени развивалась именно в этом ключе, причем постоянно акцентировалась интернационализация всех этнокультурных процессов и явлений.
В СССР начало этносоциологии положили в середине 60-х гг.
исследования в Прибалтике (процесс интернационализации быта и культуры населения), в Узбекистане (интернациональное воспитание молодежи), в Грузии (межнациональные контакты на промышленных предприятиях), в Таджикистане (смешанные браки).

Первое, в целом репрезентативное для основных социальных групп городского населения исследование было проведено в конце 60-х гг.
в Татарии сектором конкретных социологических исследований Института этнографии АН СССР, материалы которого легли в основу монографии
“Социальное и национальное” (М., 1973).
В 70-е гг.
те же специалисты осуществили проект
“Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР” на материалах Молдавской, Узбекской, Эстонской ССР и Российской Федерации [3].
Характерно, что в этот период практически вне поля зрения специальных изысканий остался наиболее крупный в количественном отношении народ СССР русские, что вполне соответствовало его
“особому” статусу в Союзном государстве.
Лишь в 1992 году практически одновременно вышли в
свет коллективная монография авторов Института этнологии им.
Миклухо-Маклая
“Русские: этносоциологические очерки” и работа двух петербургских ученых А.О.Бороноева и П.И.Смирнова

[стр.,12]

12 “Россия и русские: характер народа и судьба страны”, пробившие первую брешь в атмосфере единодушного умолчания о специфических особенностях крупнейшего европейского народа.
Другое направление, удаляясь от социологии культуры и примыкая скорее к общесоциологической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничности как на частные социальные
процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированное^ и т.п.), так и общесоциальные стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п.
До середины 80-х гг.
этот аспект этносоциологического знания оставался в тени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности советского народа.
Однако сегодня, в условиях, сложившихся после распада СССР, центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах и эскалации межнациональных конфликтов именно это направление этносоциологии выходит на первый план, до времени оттесняя этнокультурную проблематику.
На фоне системного кризиса существует тенденция политизации этничности; именно это привело к формированию еще одной дисциплины, предметом которой стало влияние этнического фактора на политические отношения и институты.
Этнополитология рассматривает этничность сквозь призму государственного устройства, ее занимает процесс “нациеобразования” [4], соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтническом обществе.
Основное исследовательское “поле” этой науки межнациональные конфликты, именно поэтому ведущие отечественные этнополитологи, в частности, Р.Абдулатипов, А.Здравомыслов, В.Тишков, Э.Паин [5] предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, “приложив” академический подход к национальной по

[Back]