32 процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированность и т.п.), так и общесоциальные стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п. До середины 80-х гг. этот аспект этносоциологи чес кого знания оставался в тени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности советского народа. Однако сегодня, в условиях, сложившихся после распада СССР, центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах и эскалации межнациональных конфликтов именно это направление этносоциологии выходит на первый план, до времени оттесняя этнокультурную проблематику. На фоне системного кризиса существует тенденция политизации этничности; именно это привело к формированию еще одной дисциплины, предметом которой стало влияние этнического фактора на политические отношения и институты. Этнополитология рассматривает этничность сквозь призму государственного устройства, ее занимает процесс «нациеобразования» (19), соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтническом обществе. Основное исследовательское «поле» этой науки межнациональные конфликты, именно поэтому ведущие отечественные этнополитологи, в частности, Р. Абдулатипов, А. Здравомыслов, В. Тишков, Э. Пайн (20) предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, «приложив» академический подход к национальной политике в Российской Федерации. Этнополитология самая «практическая» область этносоциальных наук; которая еще не приобрела самостоятельный статус. Надо отметить, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства, что от |
12 “Россия и русские: характер народа и судьба страны”, пробившие первую брешь в атмосфере единодушного умолчания о специфических особенностях крупнейшего европейского народа. Другое направление, удаляясь от социологии культуры и примыкая скорее к общесоциологической теории, фокусирует свое внимание на анализе воздействия фактора этничности как на частные социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, урбанизированное^ и т.п.), так и общесоциальные стабильность и динамику социальных систем и институтов, конфликтность и т.п. До середины 80-х гг. этот аспект этносоциологического знания оставался в тени внимания отечественной науки, ибо сильны были стереотипы о якобы бесконфликтности советского общества, о стирании национальных различий и формировании новой исторической общности советского народа. Однако сегодня, в условиях, сложившихся после распада СССР, центробежных тенденций практически во всех постсоветских государствах и эскалации межнациональных конфликтов именно это направление этносоциологии выходит на первый план, до времени оттесняя этнокультурную проблематику. На фоне системного кризиса существует тенденция политизации этничности; именно это привело к формированию еще одной дисциплины, предметом которой стало влияние этнического фактора на политические отношения и институты. Этнополитология рассматривает этничность сквозь призму государственного устройства, ее занимает процесс “нациеобразования” [4], соотношение центростремительных и центробежных тенденций в полиэтническом обществе. Основное исследовательское “поле” этой науки межнациональные конфликты, именно поэтому ведущие отечественные этнополитологи, в частности, Р.Абдулатипов, А.Здравомыслов, В.Тишков, Э.Паин [5] предлагают конкретные решения этнополитических коллизий, “приложив” академический подход к национальной по литике в Российской Федерации. Этнополитология самая “практическая” область этносоциальных наук, которая еще не приобрела самостоятельный статус. Надо отметить, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства, что отличает выводы ученых от классических положений, изложенных Д.Ротшильдом в его “Этнополитике”. Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическими, все эти дисциплины как бы дополняют друг друга. Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира. Эта наука исследует особенности народной культуры и символический мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности социализации подрастающего поколения. В своей основе современная этнопсихология базируется на психологии народов В.Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры. В современный научный оборот термин “этнопсихология” ввел в 1961 году Х.Вернер [6], который интерпрегировал эту дисциплину как область изучения характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательно13 го ит.п. |