33 личает выводы ученых от классических положений, изложенных Д. Ротшильдом в его «Этнополитике». Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическими, все эти дисциплины как бы дополняют друг друга. Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира. Эта наука исследует особенности народной культуры и символический мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности социализации подрастающего поколения. В своей основе современная этнопсихология базируется на психологии народов В. Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно и как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры. В современный научный оборот термин «этнопсихология» ввел в 1961 году X. Вернер (21), который интерпретировал эту дисциплину как область изучения характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательного и т.п. Иную трактовку получила идея В. Вундта в работах Р. Линтона и Д. Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических для каждого этноса воспитания детей (22). |
литике в Российской Федерации. Этнополитология самая “практическая” область этносоциальных наук, которая еще не приобрела самостоятельный статус. Надо отметить, что этнополитология в России развивается своеобразно, в основном, на опыте нашего государства, что отличает выводы ученых от классических положений, изложенных Д.Ротшильдом в его “Этнополитике”. Этносоциологический и этнополитический подходы тесно взаимодействуют с этнопсихологическими, все эти дисциплины как бы дополняют друг друга. Этнопсихология изучает особенности психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений и кодов поведения), этнически обусловленные формы отражения и реакции на воздействие внешнего мира. Эта наука исследует особенности народной культуры и символический мир, изучает этническую обусловленность познания, памяти, эмоций и речи, а также межгрупповых отношений и социального поведения, вскрывает национальные особенности социализации подрастающего поколения. В своей основе современная этнопсихология базируется на психологии народов В.Вундта, которая трактует национальный дух как особое замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, морали и культуры. В современный научный оборот термин “этнопсихология” ввел в 1961 году Х.Вернер [6], который интерпрегировал эту дисциплину как область изучения характерных для конкретного общества представлений об устремлениях и импульсах, стандартах желательного и нежелательно13 го ит.п. 14 Иную трактовку получила идея В.Вундта в работах Р.Линтона и Д.Левинсона, выводящих свойства национального характера из так называемой базовой и модальной личности, формирующейся под воздействием специфических дая каждого этноса воспитания детей [7]. Отечественная традиция этнопсихологии ведет начало от работ В.Ключевского, П.Лаврова, И.Бодуэна де Куртене [8], уделивших пристальное внимание, в частности, воздействию географической среды и уровня технического развития на психический склад народа, пониманию добра и зла в различных этнических контекстах, влиянию языковых форм на особенности мышления этнических групп. Их научное наследие получило дальнейшую разработку в трудах Л.Выготского, А.Лурия, позже А.Леонтьева, И.Кона [9] и других. Оригинальный подход к психологическим проблемам этничности отличает работы Л.Дробижевой, В.Кунициной, С.Лурье, А.Бороноева [10]. Характерно, что исследовательское “поле” отдельных этносоциальных наук во многом совпадает, но, пожалуй, наиболее “междисциплинарным” феноменом этничности является национальное самосознание, в котором соединяется и социологическое, и психологическое, и политологическое видение единой проблемы. Именно этот феномен стал предметом исследования, положенного в основу данной работы. В функционировании этносов важнейшая роль принадлежит осознанию членами каждого из них своей специфической общности, т.е. этническому самосознанию, именуемому относительно наций и национальных общностей национальным самосознанием. Это понятие вошло в обиход советской этнологии с конца 40-х гг. (П.Кушнер, Н.Чебоксаров, В.Козлов), и уже в 60-е гг. представление об этническом сознании как важнейшем компоненте этноса получило широкое распро |