Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 35]

35 тельно, если этническое самосознание прежде всего автостереотип, то этническое сознание к представлению о собственном этносе добавляет и «образ» других этносов, т.е.
гетеростереотип.
Без самосознания этнической общности просто не существует, поэтому именно самосознание, а не сознание, следует рассматривать в качестве отличительной черты этноса.
Если самосознание отдельного этнофора наряду с фиксацией своей национальной принадлежности включает осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, оценок и самооценок, то самоосознание общности (народа, нации) выражается, главным образом, в представлении об определенной идентичности всех ее членов и существует в объективированных формах общественного сознания: в языке, нормах и ценностях, ритуалах и в произведениях народной культуры.
Вместе с тем, национальное самосознание есть
«двуединый процесс отражения реальности».
Действительно, как на уровне личности, так и общности суждения о свойствах своего народа непременно соотносятся с представлением о характерных чертах других этнических образований и их членов, причем, как правило, эти представления эмоционально окрашены, имеют
оценочную природу.
Именно этнические чувства, не до конца осознанные, лежат в основе этнической
комплиментарности (образ «мы» и «они» предполагает не только фиксацию различения, но и оценку «не-нас» по сравнению с «нами»).
Внешним выражением этнического самосознания
высгупает этноним, который свидетельствует об осознании членами данной общности своей идентичности.
Впрочем, его не следует абсолютизировать.
Ибо этноним крупного народа нередко переносится на представителей малочисленных народов: так, в частности, всех
«советских» за рубежом
[стр. 15]

15 странение несмотря на известный разнобой в его использовании: психологи предпочитают говорить об “этническом сознании”, социологи и политологи о “национальном”.
Что касается соотношения терминов “сознание” и “самосознание”, то первое есть знание о другом, второе знание о самом себе, следовательно, если этническое самосознание прежде всего автостереотип, то этническое сознание к представлению о собственном этносе добавляет и “образ” других этносов, т.е.
гетеростереотип [11].
Без самосознания этнической общности просто не существует, поэтому именно самосознание, а не сознание, следует рассматривать в качестве отличительной черты этноса.
Если самосознание отдельного этнофора наряду с фиксацией своей национальной принадлежности включает осознание человеком своих действий, чувств, мотивов поведения, оценок и самооценок, то самоосознание общности (народа, нации) выражается, главным образом, в представлении об определенной идентичности всех ее членов и существует в объективированных формах общественного сознания: в языке, нормах и ценностях, ритуалах и в произведениях народной культуры.
Вместе с тем, национальное самосознание есть
“двуединый процесс отражения реальности” [12].
Действительно, как на уровне личности, так и общности, суждения о свойствах своего народа непременно соотносятся с представлением о характерных чертах других этнических образований и их членов, причем, как правило, эти представления эмоционально окрашены и
имеют оценочную природу.
Именно этнические чувства, не до конца осознанные, лежат в основе этнической
комплиментарное™ (образ “мы” и “они” предполагает не только фиксацию различения, но и оценку “не-нас” по сравнению с “нами”).
Внешним выражением этнического самосознания
выступает этноним, который свидетельствует об осознании членами данной общности

[стр.,16]

16 своей идентичности.
Впрочем его не следует абсолютизировать.
Ибо этноним крупного народа нередко переносится на представителей малочисленных народов: так, в частности, всех
“советских” за рубежом обычно называли русскими, даже если они были грузинами или молдаванами.
Этническая самоидентификация носит во многом ситуативный характер и может быть обусловлена конкретными политическими реалиями человек невольно идентифицирует себя с тем народом, среди представителей которого он испытывает больший социально-психологический комфорт, приобретает более высокий этнический статус.
Так в СССР, по данным социологических исследований, дети от смешанных браков, если один из родителей был русским, чаще всего считали себя тоже русскими и по анкетным данным, и по психологическому самоощущению.
После распада СССР ситуация изменилась: в постсоветских государствах дети от смешанных браков русских с представителями титульной национальности чаще всего склонны идентифицировать себя по тому из родителей, кто принадлежит к национальному большинству (титульному народу).
Сегодня в России начинает формироваться тенденция: в случае происхождения от гетерогенного брака фиксировать свою принадлежность в этнониме “россиянин”, что косвенно свидетельствует о начале общероссийского нациеобразования.
Не менее наглядным, но еще более противоречивым, чем этноним и этническая самоидентификация, признаком национального самосознания является национальный характер некоторые общие черты психики, связанные с историческим и культурным единством этноса.
Конечно, национальный характер не следует низводить до набора некоторых психологических свойств одной этнической единицы.
Значительно отчетливее,

[Back]