Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 41]

Вйелиотек!<ая ждого государства крайне изменчива.
В эпоху охоты и собирательства такой выбор был еще невозможен.
В
послсаграрный, индустриальный век этого выбора опять-таки нет; но теперь уже наличие, а не отсутствие государства обязательно.
Перефразируя Гегеля, скажем, что сначала ни у кого не было государства, затем оно появилось у некоторых и в конце концов оказалось у всех.
Форма, которую оно принимает, конечно, остается по-прежнему изменчивой.
Есть некоторые направления социальной мысли анархизм, марксизм, которые утверждают, что в особенности на индустриальном уровне развития государство необязательно, во всяком случае, при благоприятных условиях или при условиях, которые со временем неизбежно сложатся.
Есть очевидные и веские основания в этом усомниться: индустриальные общества огромны, и уровень жизни, который стал для них привычен (или который они всеми силами стремятся сделать привычными), зависит от невероятно сложного всеобщего разделения труда и кооперации.
Таким образом, проблема национализма не возникает, когда нет государства.
Из этого не следует, что эта проблема встает перед каждым государством.
Напротив, она встает только перед некоторыми государствами.
Определение нации связано с гораздо более серьезными трудностями, чем определение государства.
Хотя современный человек склонен воспринимать централизованное государство (и в частности централизованное
национальное государство) как нечто само собой разумеющееся, однако он без особого труда может уяснить себе его случайный характер и вообразить социальную ситуацию, при которой государство отсутствует.
Он вполне способен представить себе
«первобытное состояние».
Антрополог может объяснить ему, что племя это не всегда
41
[стр. 22]

22 для них не существует.
Напротив, аграрные общества хотя и не все, но в большинстве своем оформлены государственно.
Некоторые из этих государств сильны.
Некоторые слабы, одни деспотичны, другие строго законны.
Они очень различны по форме.
Аграрный период человеческой истории этот период, в который как бы само существование государства есть предмет выбора.
Более того, форма каждого государства крайне изменчива.
В эпоху охоты и собирательства такой выбор был еще невозможен.
В
послеаграрный, индустриальный век этого выбора опять-таки нет; но теперь уже наличие, а не отсутствие государства обязательно.
Перефразируя Гегеля, скажем, что сначала ни у кого не было государства, затем оно появилось у некоторых и в конце концов оказалось у всех.
Форма, которую оно.
принимает, конечно, остается по-прежнему изменчивой.
Есть некоторые направления социальной мысли анархизм, марксизм, которые утверждают, что в особенности на индустриальном уровне развития государство необязательно, во всяком случае, при благоприятных условиях или при условиях, которые со временем неизбежно сложатся.
Есть очевидные и веские основания в этом усомниться: индустриальные общества огромны, и уровень жизни, который стал для них привычен (или который они всеми силами стремятся сделать привычными), зависит от невероятно сложного всеобщего разделения труда и кооперации.
Таким образом, проблема национализма не возникает, когда нет государства.
Из этого не следует, что эта проблема встает перед каждым государством.
Напротив, она встает только перед некоторыми государствами.
Определение нации связано с гораздо более серьезными трудностями, чем определение государства.
Хотя современный человек склонен воспринимать централизованное государство (и в частности централи


[стр.,23]

23 зованное национальное государство) как нечто само собой разумеющееся, однако он без особого труда может уяснить себе его случайный характер и вообразить социальную ситуацию, при которой государство отсутствует.
Он вполне способен представить себе
“первобытное состояние”.
Антрополог может объяснить ему, что племя это не всегда
уменьшенное государство, что существуют формы племенной организации, которые можно считать негосударственными.
Напротив, представление о человеке без нации с трудом укладывается в современном сознании.
Шамиссо, француз, эмигрировавший в Германию в наполеоновский период, написал яркий протокафкианский роман о человеке, потерявшем свою тень.
Хотя воздействие этого романа во многом основывается на умышленной двойственности иносказания, нельзя не догадываться, что для автора Человек без Тени это Человек без Нации.
Когда его приверженцы и друзья замечают это ненормальное отсутствие тени, они отворачиваются от Петера Шлемиля, несмотря на все его прочие преимущества.
Человек без нации бросает вызов общепринятым нормам и потому вызывает неприязнь.
Точка зрения Шамиссо если это и в самом деле то, что он хотел выразить, была вполне обоснованной, но обоснованной лишь для определенного состояния человеческого общества, а не для человеческого общества вообще в любом месте и в любое время.
У человека должна быть национальность, как у него должны быть нос и два уха; в любом из этих случаев их отсутствие не исключено, и иногда такое встречается.
Но это всегда результат несчастного случая, и само по себе уже несчастье.
Все это кажется самоочевидным, хотя, увы, это не так.
Но то, что это поневоле внедрилось в сознание как самоочевидная истина, представляет собой важнейший аспект или даже суть проблемы национализма.
Национальная принадлежность не врожденное свойство, но теперь оно воспринимается именно как таковое.

[Back]