Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 43]

43 стоит на том, что они предназначены друг для друга; что одно без другого неполно; что их несоответствие оборачивается трагедией.
Но прежде чем они стали предназначенными друг для друга, они должны были возникнуть.
И их возникновение было независимым и случайным.
Государство, безусловно, возникло без помощи нации.
Некоторые нации, безусловно, сложились без благословения своего собственного государства.
Более спорным является вопрос: предполагает ли нормативная идея нации в ее современном смысле априорное существование государства? Что же в таком случае представляет собой эта случайная, но в наш век, по-видимому, универсальная и нормативная идея нации? Обсуждение двух очень приблизительных, предварительных определений поможет добраться до сути этого расплывчатого понятия.
1.
Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.
2.
Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации.
Иными словами, нации делает человек; нации это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей.
Обычная группа людей (скажем, жители определенной территории или носители определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства.
Именно взаимное признание такого объединения
и превращает их в нацию.
А не другие общие качества какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее.
[стр. 24]

24 По мнению Э.Геллнера [5], нации, как и государства, всего лишь случайность, а не всеобщая необходимость.
Ни нации, ни государства не существуют во все времена и при любых условиях.
Более того, нации и государства случайность не одного и того же свойства.
Национализм стоит на том, что они предназначены друг для друга; что одно без другого неполно; что их несоответствие оборачивается трагедией.
Но прежде чем они стали предназначенными друг для друга, они должны были возникнуть.
И их возникновение было независимым и случайным.
Государство, безусловно, возникло без помощи нации.
Некоторые нации, безусловно, сложились без благословения своего собственного государства.
Более спорным является вопрос: предполагает ли нормативная идея нации в ее современном смысле априорное существование государства? Что же в таком случае представляет собой эта случайная, но в наш век, по-видимому, универсальная и нормативная идея нации? Обсуждение двух очень приблизительных, предварительных определений поможет добраться до сути этого расплывчатого понятия.
1.
Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если их объединяет одна культура, которая в свою очередь понимается как система идей, условных знаков, связей, способов поведения и общения.
2.
Два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации.
Иными словами, нации делает человек; нации это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей.
Обычная группа людей (скажем, жители определенной территории или носители определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства.
Именно взаимное признание такого объ


[стр.,25]

25 единения и превращает их в нацию.
А не другие общие качества какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех, стоящих вне ее.

Каждое из этих предварительных определений и по принципу культурной общности, и по принципу добровольности по-своему ценно.
Каждое из них выделяет элемент, который действительно важен для понимания национализма.
Но ни одно из них еще не достаточно.
Определения культуры, подразумеваемые в первом случае скорее в этнографическом, нежели в нормативном смысле, явно сложны и неудовлетворительны.
Человечество всегда было организованно в группы всевозможных типов и размеров, иногда четко очерченные, иногда рассеянные, иногда живущие обособленными ячейками, иногда частично совпадающие или смешанные.
Таких способов организации, а также принципов, которые лежали в основе создания и существования этих групп бесконечное множество, но решающими, бесспорно, являются два типичных стимула или катализатора возникновения и функционирования всех групп: желание, добровольное присоединение и отождествление, преданность, единство, с одной стороны, и страх, сдерживание, принуждение с другой.
Эти две возможности являются полюсами своего рода спектра.
Некоторые сообщества могли основываться исключительно или главным образом на том или на другом, но такие случаи редкость.
Наиболее устойчивыми являются группы, где преданность и отождествление (добровольное присоединение) переплетаются с внешними факторами, позитивными и негативными, надеждами и страхами.
Если мы определим нации как группы, которые сами желают существовать как сообщества, то сеть, которую мы забросили в море определений, вытащит слишком богатый улов.
В нее действительно попадут сообщества, в которых мы легко узнаем жизнеспособные и сплоченные нации: эти истинные нации фактически хотят быть таковыми, и их жизнь

[Back]