Проверяемый текст
Скаковская Екатерина Леонидовна. Социальные параметры этничности (Диссертация 1999)
[стр. 50]

50 В этом случае поляк или серб будет «их», наравне с немцем, а татарин или калмык «наш».
В настоящее время наблюдается бурное протекание этнических процессов и не только в посттоталитарных или развивающихся странах, но и в Испании (каталонцы, баски), в Великобритании (не только
Ольстер, но и растущий сепаратизм в Шотландии и в Уэльсе), во Франции, где корсиканцы так и не превратились во французов.
Рост национального самосознания, а именно он и привел к
«взрыву» этничности в конце XX в,, обусловлен, на наш взгляд, целым рядом причин.
1.
Этнокультурная мотивация.
Выражена в объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей унификации образа жизни в урбанизированном обществе, стирания различий не только а одежде или пище, но и в культурных, и в поведенческих стереотипах, чему немало способствует единая сеть электронных средств массовой информации.
На фоне эти объективных процессов народ подсознательно стремится сохранить свою самобытность.
Это сопротивление психологически вполне объяснимо: любой человек, включенный в систему социальных отношений, тем не менее хочет остаться самим собой.
В качестве примера могут послужить бывшие среднеазиатские республики: если раньше в этом регионе было престижно свободно говорить по-русски, вести себя
«по-русски», опосредованно усваивая европейские стереотипы поведения, то сейчас те же узбеки или туркмены возвращаются не только к своим национальным языкам, но и к традициям, обычаям и нормам.
Этнический статус русских, с одной стороны, и этнический статус коренных жителей, с другой, как бы поменялись местами, что косвенно
[стр. 30]

30 претендовать на южные территории Югославии и не предоставлять статуса национального меньшинства македонцам Болгарии.
В данном случае вопрос состоит в том, чтобы отделить правильную точку зрения от ошибочной и не в установлении адекватности между словами и предметами, а в том, признавать или нет некоторые слова (имена) определяющими сообщества, т.е.
перегруппировывающими или разделяющими.
Имя определяет границу.
Таким образом можно говорить о дополнительном способе формирования идентичности создать противника, “другого”, дав ему имя.
Например, русские все члены русской нации, где бы они не жили, и россияне все, кто живет на территории России.
Это значит, что те, кто предоставил территории бывшей РСФСР статус независимого государства, объявляют татарина, живущего на берегах Волги, россиянином.
Но, безусловно, татрин-националист не может признать себя россиянином, если он сражается за независимость Татарстана.
Долгая полемика в русском парламенте в апреле 1992 г.
По поводу названия страны подчеркивает важность дискурсивного конструктирования идентичности.
Вспомним, наконец, борьбу молдаван за смену их алфавита или споры о переименовании Ленинграда.
Этническое определение нации может вызвать новое разделение имен.
Например, для писателя В.Г.Распутина существуют “славяне” и “неславяне”.
В результате он расценивает поляка или серба как “нас”, а немца или армянина как “их”.
Для других, например, для Л.Н.Гумилева, граница проходит между “евразийцами” и “западными” (этносами).
В этом случае поляк или серб будет “их”, наравне с немцем, а татарин или калмык “наш”.
В настоящее время наблюдается бурное протекание этнических процессов и не только в посттоталитарных или развивающихся странах, но и в Испании (каталонцы, баски), в Великобритании (не только


[стр.,31]

31 Ольстер, но и растущий сепаратизм в Шотландии и в Уэльсе), во Франции, где корсиканцы так и не превратились во французов.
Рост национального самосознания, а именно он и привел к
“взрыву” этничности в конце XX в.
обусловлен, на наш взгляд, целым рядом причин.
1.
Этнокультурная мотивация.
Выражена в объективной тенденции интернационализации материальных и духовных ценностей унификации образа жизни в урбанизированном обществе, стирания различий не только а одежде или пище, но и в культурных, и в поведенческих стереотипах, чему немало способствует единая сеть электронных средств массовой информации.
На фоне эти объективных процессов народ подсознательно стремится сохранить свою самобытность.
Это сопротивление психологически вполне объяснимо: любой человек, включенный в систему социальных отношений, тем не менее хочет остаться самим собой.
В качестве примера могут послужить бывшие среднеазиатские республики: если раньше в этом регионе было престижно свободно говорить по-русски, вести себя
“по-русски”, опосредованно усваивая европейские стереотипы поведения, то сейчас те же узбеки или туркмены возвращаются не только к своим национальным языкам, но и к традициям, обычаям и нормам.
Этнический статус русских, с одной стороны, и этнический статус коренных жителей, с другой, как бы поменялись местами, что косвенно
привело к обострению межнациональной напряженности.
Однако, если для народов, превратившихся в этнографические группы, как например, провансальцев или немецких сорбов (лужичан), или уже оформивших свою национальную государственность, сохранение этнокультурного своеобразия вполне достаточно для поддержания этнической самоидентификации, то тем же баскам или карабахским армянам одной лишь

[Back]