67 Всплеск национальных чувств, ставший одной из важных причин дезинтеграции в национально-государственной сфере, в том числе и окончательного развала СССР, явился симптом «возвращения к этничности». При этом процесс резкого усиления значения этнического факта в структуре самоидентификации совпал по времени с рядом кардинальных изменений в экономической, политической, социальной жизни. В этих условиях этничность оказалась вовлеченной в новую для себя сферу сферу практической политики. Фактически политизация этничности означает превращение этнического фактора в инструмент борьбы за власть. Этот процесс, как показывает исторический опыт, всегда происходит в контексте системного кризиса власти. Бывший СССР и современная Россия не составили в этом смысле исключения. Этничность, национальные чувства, несмотря на всю тонкость этого феномена, оказываются очень действенным и мощным инструментом в политической борьбе. В принципе в этом нет ничего особенно удивительного и нового и неоднократно наблюдалось и изучалось исследователями в разных частях мира. Однако наши специфические условия обуславливают, как нам представляется, возможные тенденции этого процесса, так и динамики этничности в целом. Во-первых, можно предположить, что этнический фактор не только не потеряет своей роли в социальной жизни народов России, но, напротив, преобразуясь в средство политической борьбы, усилит свое значение. Особенно это относится к многонациональным регионам, где межнациональная напряженность существует или уже в явной форме, или пока латентно, на уровне определенных симптомов. Во-вторых, политизация этничности вкупе с происходящим ухудшением материального положения может приводить к росту напряженности внут |
48 Новый, современный этап трансформаций этничности начался уже в “перестоечный” период. Его последствия для жизни и судеб народов, по-видимому, можно будет обнаружить лишь впоследствии. Одно очевидно, то, что столь долго замалчивалось и подавлялось, выплеснулось наружу с невиданной силой. Учитывая всю предшествующую историю, вполне можно было предположить такое развитие процесса, но столь мощного взрыва национального самосознания и последовавшего за ним распада огромного многонационального государства, кажется, не ожидал никто. Всплеск национальных чувств, ставший одной из важных причин дезинтеграции в национально-государственной сфере, в том числе и окончательного развала СССР, явился симптом “возвращения к этничности”. При этом процесс резкого усиления значения этнического факта в структуре самоидентификации совпал по времени с рядом кардинальных изменений в экономической, политической, социальной жизни. В этих условиях этничность оказалась вовлеченной в новую для себя сферу сферу практической политики. Фактически политизация этничности означает превращение этнического фактора в инструмент борьбы за власть. Этот процесс, как показывает исторический опыт, всегда происходит в контексте системного кризиса власти. Бывший СССР и современная Россия не составили в этом смысле исключения. Этничность, национальные чувства, несмотря на всю тонкость этого феномена, оказываются очень действенным и мощным инструментом в политической борьбе. В принципе в этом нет ничего особенно удивительного и нового и уже неоднократно наблюдалось и изучалось исследователями в разных частях мира. Однако наши специфические условия обуславливают, как нам представляется, возможные тенденции этого процесса, так и динамики этничности в целом. 49 Во-первых, можно предположить, что этнический фактор не только не потеряет своей роли в социальной жизни народов России, но, напротив, преобразуясь в средство политической борьбы, усилит свое значение. Особенно это относится к многонациональным регионам, где межнациональная напряженность существует или уже в явной форме, или пока латентно, на уровне определенных симптомов. Во-вторых, политизация этничности вкупе с происходящим ухудшением материального положения может приводить к росту напряженности внутри национально-территориальных образований, а также между ними. “Реальным становится обострение социально-политических конфликтов самых различных видов, которое может привести к смене власти в различных сценарных вариантах: перехода ее как к умеренным, возможно, религиозным группам, так и экстремистским националистическим, к лидерам как с феодалистическими, так и сепаратистскими намерениями” [16]. Однако представляется, что многие проблемы в национальной сфере могли бы быть решены за счет проведения такой федеральной политики, одним из главных элементов которой является принцип национально-культурной автономии. Практическая реализация этого принципа в сочетании с развитием самоуправления помогла бы удовлетворить этнокультурные потребности народов, направить этничность в русло нормального развития, не выводя ее на арену политических спекуляций и провокаций, и избежать тем самым новой межнациональной напряженности, чреватой взрывоопасными конфликтами. Наконец, в-третьих, в условиях политической нестабильности и поляризации общества пропаганда “национальной идеи” может приводить на уровне массового сознания к вспышкам, которые хорошо известны из всей предыдущей истории. |